Spitzer не нашел атмосферы у близкой экзопланеты

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 2018 г. космический телескоп TESS обнаружил экзопланету, получившую обозначение LHS 3844b. Ее радиус в 1,3 раза превосходит радиус Земли. Планета обращается вокруг красного карлика, расположенного на расстоянии 48,6 световых лет от Солнца.

Находка привлекла внимание астрономов. Дело в том, что орбита LHS 3844b пролегает на расстоянии всего 0,006 а.е. (900 тыс. км) от красного карлика, то есть экзопланета находится в приливном захвате по отношению к родительской звезде и, скорее всего, постоянно повернута к ней одним и тем же полушарием, температура на котором может достигать 770°C. Для сравнения: температура фотосферы самого красного карлика составляет 2700°C.

Сочетание этих факторов сделало возможным прямые наблюдения потока инфракрасного излучения, исходящего от освещенного полушария LHS 3844b. Ученые решили использовать такую редкую возможность, чтобы проверить, есть ли у экзопланеты атмосфера. Для этого они прибегли к помощи космического телескопа Spitzer. Идея состояла в следующем: если у объекта имеется газовая оболочка, температура его ночной стороны должна быть выше теоретически предсказанной за счет ветров, переносящих тепло с дневной стороны.

В общей сложности Spitzer наблюдал LHS 3844b в течение 100 часов. Однако инфракрасной обсерватории так и не удалось обнаружить никаких признаков переноса тепла между дневным и ночным полушарием экзопланеты. Температурный контраст между ними соответствует безатмосферным телам наподобие Меркурия и Луны.

Экзопланета LHS 3844b в представлении художника. Источник: ASA/JPL-Caltech/R. Hurt (IPAC)

На самом деле эти наблюдения очень важны. Астрономов давно интересует вопрос, могут ли каменистые тела, орбиты которых проходят на небольшом расстоянии от красных карликов, обладать атмосферой. Хоть такие звезды и холоднее Солнца, но при этом они отличаются намного более высокой активностью (особенно на ранних стадиях эволюции). Считается, что мощный поток излучения от них и испускаемые ими в ходе вспышек потоки заряженных частиц способны попросту «сдуть» всю атмосферу планет на близких орбитах.