Главная Новости Запуск телескопа James Webb может быть снова перенесен

Запуск телескопа James Webb может быть снова перенесен

Астрономия Космонавтика

28 февраля был опубликован отчет Счетной палаты США (The Government Accountability Office — GAO), посвященный оценке хода работ над космическим телескопом James Webb (JWST). Авторы документа пришли к выводу, что с высокой долей вероятности его запуск придется снова отложить.

6,5-метровое зеркало James Webb. Источник: NASA/Desiree Stover

В настоящее время предполагается, что JWST будет запущен в первой половине следующего года при помощи ракеты Ariane 5. В прошлом году составное зеркало телескопа и его научные инструменты прошли успешные тесты в криокамере. Однако потенциальная проблема заключается в другом компоненте — теплозащитном экране, производством которого занимается компания Northrop Grumman.

Экран предназначен для пассивного охлаждения телескопа, чтобы поддерживать минимальную температуру в -223 °C, необходимую для успешной работы инструментов JWST. Он состоит из пяти мембран, выполненных из материала каптон. Толщина первого слоя составляет 50 мкм, четырех остальных — 25 мкм. В развернутом положении площадь экрана составит 300 м2 (21,197×14,162 м) — это больше теннисного корта для парной игры. Чтобы вместить его в грузовой отсек ракеты Ariane 5, его сложат 12 раз.

Теплозащитный экран James Webb. Источник: Northrop Grumman

Судя по отчету GAO, во время тестов по развертыванию экрана специалисты Northrop Grumman столкнулись с рядом проблем. В частности, были обнаружены небольшие разрывы в мембранах. Проблемы возникли и с клапанами двигателей телескопа (вероятнее всего, их придется заменить). Известно, что инженеры компании уже перешли на работу в три смены вместо двух. Сейчас над теплозащитным экраном трудится около 500 человек — в пять раз больше, чем предполагалось изначально.

Разумеется, все озвученные недостатки будут устранены. Но это потребует дополнительного времени, а его у конструкторов как раз и нет. Устранение предыдущих проблем с креплениями телескопа «съело» практически все резервы, заложенные в программу на случай различных форс-мажоров. По мнению ревизоров из GAO, скорее всего, запуск JWST придется перенести на вторую половину 2019 г., а возможно — даже на начало 2020 г.

Полноразмерная модель James Webb. Источник: NASA

Еще одна задержка может дорого обойтись руководству миссии, которое и так обвиняли в неэффективном распределении ресурсов и игнорировании предыдущих рекомендаций по просчету всех рисков. Кроме того, проблемы с JWST крайне негативно сказываются на перспективах инфракрасного телескопа следующего поколения WFIRST. Предложенный американской администрацией проект нового бюджета NASA предусматривает отказ от его строительства. Конгресс вполне может проигнорировать рекомендацию и все же выделить деньги на телескоп. Но с каждой новой задержкой и перерасходом программы JWST такой исход становится все менее и менее вероятным.

Концепт телескопа WFIRST. Источник: NASA