Китайские лунные и марсианские миссии могут столкнуться с задержками

Космические технологии

В ближайшие несколько лет Китай планирует осуществить серию этапных космических запусков. В конце текущего года к Луне должен отправиться посадочный зонд «Чанъэ-5». Его задача — сбор и доставка на Землю образцов лунного вещества. В случае успеха КНР станет третьей страной в истории, сумевшей реализовать подобную задачу.

Летом 2020 г. Поднебесная планирует запустить к Марсу первую самостоятельную автоматическую миссию. Перед ней поставлена весьма амбициозная задача — не просто вывести аппарат на орбиту вокруг Красной планеты, но также высадить на ее поверхность ровер. Кроме того, в следующем году Китай собирается провести первое беспилотное испытание прототипа нового космического корабля, который придет на смену «Шэньчжоу». Он будет использоваться для доставки экипажей на многомодульную орбитальную станцию. Ее базовый блок также должны запустить до конца 2020 г.

Однако не исключено, что Китаю придется скорректировать эти планы. Дело в том, что их реализация зависит от сроков возобновления эксплуатации тяжелой ракеты «Чанчжэн-5». Именно она будет использована для запусков лунной и марсианской миссии, а также базового блока новой орбитальной станции. А модифицированная версия носителя отправит в космос новый пилотируемый корабль.

К настоящему времени КНР осуществила два пуска «Чанчжэн-5». Первый был успешным, а вот второй завершился неудачей, которая серьезно повлияла на космическую программу страны. После катастрофы китайские инженеры внесли множество изменений в конструкцию носителя. В начале этого года было объявлено, что следующий старт обновленного «Чанчжэн-5» состоится в июле.

Однако, судя по некоторым данным, запуск тяжелого носителя будет перенесен. Как известно, основная часть его производства расположена в городе Тяньцзинь. Оттуда ступени ракеты доставляются на двух специальных корабля в космический центр Вэньчан на острове Хайнан. В общей сложности этот процесс занимает порядка 2,5 недель. Еще около двух месяцев требуется на последующую подготовку носителя к запуску. Однако, по данным морских трекеров, оба судна до сих пор находятся в порту Тяньцзиня. Это подтверждают снимки, сделанные 3 июня европейским спутником Sentinel 2B. Следовательно, запуск «Чанчжэн-5» вряд ли состоится раньше сентября.

Корабли, предназначенные для транспортировки ракеты «Чанчжэн-5», в порту города Тяньцзинь. Источник: Andrew Jones/EU, modified Copernicus Sentinel Data 2019, processed with EO Browser.

На данный момент китайские власти не сделали никаких заявлений по поводу возможного изменения пускового графика. Наибольшее влияние перенос запуска «Чанчжэн-5» может оказать на марсианскую миссию. Если она пропустит стартовое окно 2020 г., следующая возможность отправить исследовательский зонд к Марсу появится лишь через 26 месяцев.