На южном полюсе Луны найдена гравитационная аномалия

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Бассейн «Южный полюс — Эйткен» является крупнейшей подтвержденной ударной формацией на Луне. Его размеры достигают 2400×2000 км, а перепад высот от глубочайших точек дна до высочайших точек вала — 16 км. Считается, что эта структура образовалась в результате столкновения с крупным астероидом (протопланетой), произошедшего 4,2 — 4,3 млрд лет назад.

Команда американских ученых решила провести детальное исследование бассейна «Южный полюс — Эйткен». Для этого они воспользовались данными о лунной топографии, а также сведениями о гравитационном поле нашего естественного спутника, собранными миссией GRAIL. Анализ выявил в этом районе гравитационную аномалию, центр которой расположен на глубине сотен километров под поверхностью.

По мнению исследователей, скорее всего, аномалия связана с ударной формацией. В статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters, они высказали предположение, что ее источником могут быть остатки, небесного тела, образовавшего кратер. Компьютерное моделирование показало, что если импактор имел железо-никелевое ядро, его вещество действительно могло распределиться в верхних слоях лунной мантии, создав там избыток гравитирующей массы.

Топографическая карта бассейна Южный полюс — Эйткен. Круг обозначает границы гравитационной аномалии. Источник: NASA/Goddard Space Flight Center/University of Arizona

Впрочем, существует и альтернативное объяснение феномена. Дополнительная масса также может быть связана с необычно большим скоплением плотных оксидов тяжелых металлов, которое образовалось в процессе охлаждения и последующего застывания некогда покрывавшего Луну магматического океана.

По материалам  https://phys.org