Spitzer сфотографировал область звездообразования в созвездии Цефея

Новости астрономии, астрофизики и космологии

NASA опубликовала серию изображений, полученных инфракрасным телескопом Spitzer. На них запечатлена область звездообразования в созвездии Цефея, расположенная на расстоянии нескольких тысяч световых лет от Солнца. Она состоит из нескольких скоплений молодых звезд, а также облаков межзвездного газа и пыли.

В левой части изображения можно увидеть скопление Цефей С. Его протяженность составляет около шести световых лет. Оно представляет собой газово-пылевое облако, в котором формируются новые светила. Ниже скопления расположена массивная звезда V374 Цефея. Она окружена плотным пылевым диском, отбрасывающим тени в виде конусов. Визуально они чем-то напоминают песочные часы.

В центре снимка заметна характерная яркая область, содержащая группу молодых горячих звезд. Их мощное излучение рассеивает окружающие их газовые облака, формируя в них характерные «столпы» Расстояние от «вершины» такой структуры до Цефея С составляет порядка 40 световых лет.

В правой части фото находится звездное скопление Цефей В. Оно чуть старше Цефея С: по оценкам астрономов, средний возраст его светил составляет 4-5 млн лет. Ниже него расположена движущаяся с большой скоростью одиночная звезда. По мере прохождения через молекулярные облака она формируют заметную ударную волну. Также на снимок попало небольшое скопление новорожденных звезд, подсвечивающее окружающие их газово-пылевые облака. Их можно увидеть в правом нижнем углу изображения.

Представленные снимки были сделаны во время основной миссии телескопа Spitzer, когда у него еще имелись запасы хладагента для обеспечения работы всех приборов. Для создания базового изображения использовались кадры, полученные инструментами IRAC (Infrared Array Camera) и MIPS (Multiband Imaging Photometer). Синий цвет соответствует излучению с длиной волны 3,6 мкм, голубой — 4,5 мкм, зеленый — 8,0 мкм, красный — 24 мкм.

Также группа сопровождения миссии опубликовала отдельное изображение, полученное камерой IRAC. На нем синий цвет соответствует спектральной линии 3,6 мкм, зеленый — 4,5 мкм, оранжевый — 5,8 мкм, красный — 8,0 мкм.