«Хаябуса-2» выпустил снаряд в астероид Рюгу

Космические технологии

Японский межпланетный аппарат «Хаябуса-2» успешно осуществил одну из наиболее сложных операций своей научной программы — выпустил медный импактор SCI в астероид Рюгу. После этого он укрылся за противоположной стороной малого тела, чтобы избежать столкновения с выброшенным с его поверхности веществом. За процессом столкновения наблюдала автономная камера DCAM3. Переданные ей изображения подтвердили, что импактор действительно попал в Рюгу.

Следующие две недели «Хаябуса-2» будет находиться на безопасной позиции вдали от Рюгу. Это необходимо для того, чтобы исключить риск столкновения с медленными обломками, которые могут остаться на орбите вокруг астероида. По завершении этого срока автоматический разведчик возобновит научные операции. Он детально исследует образовавшийся кратер, а затем возьмет образцы обнажившихся в результате удара пород. Эта процедура запланирована на июнь.

Бомбардировка Рюгу является далеко не первым случаем, когда ученые используют метод кинетического воздействия для изучения свойств небесных тел. Например, во времена программы Apollo отработанные ступени ракет Saturn V намеренно направлялись на Луну. Оставленные американскими астронавтами сейсмографы регистрировали колебания, возникавшие во время ударов, что позволило получить данные о внутреннем строении естественного спутника нашей планеты.

А в 2005 г. аппарат Deep Impact выпустил 370-килограммовый медный импактор в комету Темпеля-1 (9P/Tempel 1). Столкновение вызвало массивный выброс кометного вещества. По разным оценкам, комета потеряла около 5 тыс. тонн воды и от 10 до 25 тыс. тонн пыли. В результате удара на ее поверхности образовался кратер диаметром 150 м и глубиной до 30 м.