XMM-Newton обнаружил два газовых потока в центре Млечного пути

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Проанализировав данные, собранные рентгеновской обсерваторией XMM-Newton, астрономы обнаружили два разогретых до высокой температуры газовых потока, берущих свое начало в центре Млечного Пути. Их протяженность составляет сотни световых лет, они расположены перпендикулярно к плоскости нашей галактики.

Схема обнаруженных пузырей Ферми и обнаруженных обсерваторией XMM-Newton газовых потоков в центре Млечного пути. Источник: ESA/XMM-Newton/G. Ponti et al. 2019; ESA/Gaia/DPAC (Milky Way map), CC BY-SA 3.0 IGO

По мнению ученых, эти потоки представляют собой нечто вроде «дымоходов». По ним вещество и энергия из окрестностейсверхмассивной черной дыры Стрелец А* попадает к пузырям Ферми. Такое название носят две крупные структуры, открытые в 2010 г. космической обсерваторией Fermi. Они представляют собой «пузыри» горячего газа, активно излучающие в рентгеновском и гамма-диапазоне. Диаметр каждого из них составляет около 30 тыс. световых лет.

Скорее всего, потоки являются своеобразным «приветом из прошлого» — из эпохи, когда активность черной дыры в галактическом центре была намного выше, чем сейчас. Они показывают, что даже относительно спокойные галактики с умеренными темпами звездообразования могут выбрасывать значительное количество материала.

Впрочем, хоть по галактическим меркам текущая активность черной дыры в центре Млечного Пути невелика, его все равно нельзя назвать «тихой гаванью». Данные XMM-Newton говорят о том, что в нем по-прежнему происходят достаточно бурные и хаотичные процессы — такие, как вспышки сверхновых, «звездный каннибализм» и поглощение материи сверхмассивными объектами.