Зонд NASA зарегистрировал «пропажу» солнечного ветра

Находящийся на орбите вокруг Марса аппарат MAVEN, зафиксировал необычный феномен в виде исчезновения солнечного ветра. Это привело к резкому расширению марсианской атмосферы.

Взаимодействие Марса и солнечного ветра в представлении художника. Источник: NASA/GSFC

Марс, как и все планеты нашей Солнечной системы, постоянно «омывается» потоком солнечного ветра. Его заряженные частицы взаимодействуют с газовой оболочкой, оказывая на нее давление. Кроме того, поскольку у Марса нет магнитного поля, солнечный ветер постоянно выбивает атомы из атмосферы, которые затем улетают в межпланетное пространство. Считается, что из-за этого процесса Красная планета лишилась большей части своей газовой оболочки и запасов воды.

Но в декабре 2022 года действие этого механизма было приостановлено. Приборы аппарата MAVEN зарегистрировали почти полное «исчезновение» потока заряженных частиц, испускаемых Солнцем. Поскольку плотность солнечного ветра упала в 100 раз, это привело к тому, что магнитосфера и ионосфера Красной планеты смогли расшириться на тысячи километров. Они увеличились более чем в три раза по сравнению с обычными размерами  и кардинально изменили свой характер. Магнитное поле Солнца, которое обычно находится внутри марсианской ионосферы, было вытеснено наружу, что перевело ионосферу из намагниченного в ненамагниченное состояние. В то же время слой между солнечным ветром и магнитосферой стал необычайно электромагнитно тихим.

Само событие было вызвано тем, что более быстрый солнечный ветер обогнал более медленный солнечный ветер, который действовал как метла, сметая и сжимая две области вместе. Их взаимодействие оставило после себя  регион крайне низкой плотности солнечного ветра, который и пронаблюдал MAVEN.

По мере того как Солнце приближается к максимуму своей активности, MAVEN сможет зафиксировать еще больше таких событий. Это позволит ученым лучше разобраться в особенностях марсианской атмосферы.