Жизнь на других планетах сама может создать себе среду для существования

Новое исследование предлагает более оптимистично взглянуть на распространенность жизни во Вселенной. Ученые указывают, что отсутствие всех необходимых факторов на небесном теле совсем не означает, что на нем точно нет жизни. Ведь она сама может создать для себя необходимые условия.

Жизнь может существовать в большем количестве миров, чем считается
Жизнь может существовать в большем количестве миров, чем считается. Источник: phys.org

Что нужно для жизни

Недавно на сервере препринтов arXiv появилась статья ученых из Гарвардского и Эдинбургского университетов, посвященная тому, где во Вселенной может существовать жизнь. Казалось бы, что минимальный набор требований к такому месту не очень сложный. Всего лишь нужно место с атмосферой, богатой кислородом, жидкой водой и большим количеством органики для того, чтобы было что есть.

Однако даже такой минимальный набор требований оказывается настолько сложным, что из почти 6 тыс. известных экзопланет более или менее полностью соответствует ему всего несколько. Ибо в целом считается, что стоит хотя бы одному из факторов не полностью отвечать условиям, и планета признается такой, на которой невозможна жизнь.

Именно с этим тезисом и несогласны авторы нового исследования. Они считают, что такой подход не учитывает одну из главных особенностей жизни — способность делать окружающую среду более благоприятной к собственному существованию. Они попытались смоделировать, насколько это свойство может улучшить в целом нерадостную картину, свидетельствующую о том, что животных и растений мы видим только на Земле.

Сложная и простая жизнь

Лучшим примером жизни, которая приспосабливает окружающую среду под собственные нужды, являются сами люди. Ведь мы смогли создать искусственную среду, построив МКС, где можем жить не только мы, но и окружающие нас микроорганизмы.

Однако авторы статьи задумались над тем, насколько простой может быть жизнь для того, чтобы хотя бы локально создать среду, пригодную для собственного существования. И пришли к выводу, что одноклеточных организмов для этого вполне достаточно.

В конце концов, каждая клетка — это целый биохимический завод, способный поглощать одни химические вещества и выделять другие. А деятельность целой их популяции способна локально повышать температуру, давление и формировать защитную пленку для отделения определенной области от неблагоприятных факторов.

Именно поэтому они сконцентрировались на фотосинтезирующих бактериях. Эти достаточно простые организмы являются основой многих пищевых пирамид и способны создавать кислород. Однако оказалось, что на таких спутниках планет-гигантов, как Европа и Энцелад, где существует вулканическая деятельность, могут выжить даже более простые создания.

В целом ученые пришли к выводу, что микроорганизмы действительно могут создавать среды с благоприятными условиями на многих планетах, которые кажутся начисто лишенными возможности поддерживать жизнь.

В центре Млечного Пути обнаружили самые мощные гамма-лучи за всю историю наблюдений