XRISM исследует Вселенную камерой с 36 пикселями: на что способна космическая обсерватория

Мы наслаждаемся впечатляющими фотографиями космической обсерватории James Webb благодаря его 122-мегапиксельным фотосенсорам инфракрасных приборов MIRI, NIRSpec и NIRCam. Однако новейший телескоп NASA использует другой подход, осуществляя революционные исследования с помощью всего 36 пикселей. Нет, это не ошибка — 36 пикселей, а не 36 мегапикселей.

Миссия рентгеновской визуализации и спектроскопии XRISM является совместной работой NASA и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Спутник XRISM был запущен на орбиту в сентябре 2023 года и с тех пор исследует космос в поисках ответов на некоторые из самых сложных научных вопросов. Интересной особенностью космического аппарата является его датчик изображения Resolve, который имеет разрешение в 36 пикселей.

«Resolve — это больше, чем камера. Каждый из его 36 пикселей измеряет крошечное количество тепла, излучаемого каждым входящим рентгеновским лучом, позволяя нам видеть химические отпечатки элементов, входящих в состав источников, с беспрецедентной детализацией», — объясняет Брайан Уильямс, научный сотрудник проекта XRISM.

XRISM
Чип для обработки изображений имеет размеры 5 мм. Авторство изображения: NASA/XRISM

Оснащенный необычайным набором пикселей, инструмент Resolve может обнаруживать «мягкое» рентгеновское излучение, энергия которого примерно в 5 тыс. раз превышает длину волны видимого света. Его основное внимание сосредоточено на исследовании самых горячих космических регионов, крупнейших структур и самых массивных небесных объектов, таких как сверхмассивные черные дыры. Несмотря на ограниченное количество пикселей, каждый из них является чрезвычайно важным, способным генерировать огромный спектр визуальных данных, охватывающий энергетический диапазон от 400 до 12 тыс. электрон-вольт.

The X-ray Imaging and Spectroscopy Mission (XRISM)

NASA уверяет, что инструмент может уловить движения элементов внутри объекта, предлагая трехмерную перспективу. Газ, движущийся к нам, излучает немного большую энергию, чем обычно, тогда как газ, движущийся от нас, излучает немного меньшую энергию. Эта возможность открывает новые пути для научных исследований. Например, она позволяет ученым понять поток горячего газа в скоплениях галактик и тщательно отслеживать движение различных элементов в остатках взрывов сверхновых.

Ранее мы сообщали о том, как первые фотографии рентгеновского телескопа XRISM раскрывают секреты невидимой Вселенной.

По материалам techcrunch.com