Взрыв черной дыры породил галактическую «окаменелость» в галактике NGC 4945

Ученые NASA совершили впечатляющее открытие, которое может переопределить наше понимание галактической эволюции. Согласно последнему отчету от Центра космических полетов имени Годдарда NASA, астрономы распознали галактическую «окаменелость», полную рентгеновской активности, что может раскрыть тайны развития и формирования галактик.

NGC 4945. Места активного звездообразования выглядят ярко-розовыми на этом изображении в оптическом диапазоне, сделанном 2,2-метровым телескопом Европейской южной обсерватории в Чили. Активное ядро галактики скрыто облаком пыли. Фото: ESO

Детали открытия подробно описаны в отчете и новом видео. Отмечается, что галактику NGC 4945 возмутило извержение сверхмассивной черной дыры в ее центре около 5 млн лет назад, вызвав неожиданное активное звездообразование.

Это захватывающая история, которая проливает свет на уникальный характер этой галактики и общую галактическую эволюцию. Исследуя галактическую «окаменелость» глубже, ученые NASA пытаются определить, почему черная дыра в центре вызвала взрыв, и стало ли это причиной импульсивного звездообразования в галактике.

Астрофизик Кимберли Уивер, которая возглавляет исследование, представила результаты на 243-м заседании Американского астрономического общества 11 января в Новом Орлеане. Также команда подготовила статью о результатах, которая сейчас находится на рассмотрении в The Astrophysical Journal и может стать доступной для широкой общественности при одобрении.

NGC 4945 — это активная галактика, расположенная на расстоянии 13 млн световых лет от Земли в созвездии Центавра. Она имеет сверхмассивную черную дыру в своем центре и служит местом для неожиданного звездообразования, известного как звездный взрыв. По оценкам ученых, эта галактическая «окаменелость» ежегодно создает массу, эквивалентную массе 18 Солнц. Это втрое превышает скорость звездообразования Млечного Пути.

Эта анимация переключается между двумя видами спиральной галактики NGC 4945. Первое — это изображение в видимом свете, сделанное оптическим прибором XMM-Newton, оттененное синим. Наложение — это контурная карта линии К-альфа железа, которую наблюдает инструмент EPIC. Более яркие цвета указывают на большую концентрацию рентгеновского излучения. Изображение: ESA

Основная часть звездообразования происходит в центре галактики, и эти звездные вспышки, как видно на галактической «окаменелости», длятся от 10 до 100 млн лет. Таким образом, еще неизвестно, когда закончится этот процесс в NGC 4945.

Ранее мы сообщали о том, как черные дыры разлетаются во Вселенной со скоростью 100 млн км/ч.