Выращенные на орбите овощи представляют опасность для здоровья астронавтов

В случае обеденного перерыва в космосе стоит воздержаться от салата. К такому выводу пришли исследователи Делавэрского университета в США. Ученые вырастили различные овощи в условиях микрогравитации на Земле и обнаружили, что салаты трудно борются с вредными бактериями в космической среде.

Космические овощи
Космические овощи. Иллюстрация: Gencraft AI

Салат на Международной космической станции (МКС) — это настоящий хит. Астронавты выращивают овощи в рамках различных экспериментов, причем часть урожая они даже потребляют в качестве пищи, что является здоровой альтернативой сублимированным и консервированным продуктам. Однако результаты новых исследований доказывают, что растения, выращенные в условиях микрогравитации, более уязвимы к инфекциям, таким как кишечная палочка или сальмонелла.

В научной статье, появившейся в Scientific Reports, растения выращивали в устройстве, которое их вращало, и обнаружили, что в условиях микрогравитации их естественная защита становилась менее эффективной. Растения теряют ориентацию в гравитации, что влияет на их развитие и, как следствие, на реакцию на стресс.

Клетки растений испытывают гравитацию, направляя корни вниз, в то время как растение растет вверх. В условиях микрогравитации этот механизм менее эффективен. Проблему обнаружили в устьицах. Устьица — это крошечные поры в листьях и стеблях растений, которые помогают им дышать, а также используются как защитный механизм, закрываясь, когда они испытывают стрессовый фактор, например, бактерии поблизости. Но во время исследования в условиях микрогравитации растения дезориентировались и открывали свои поры в присутствии бактерий вместо того, чтобы закрыть их, и это делало их уязвимыми. Например, в эксперименте бактерии сальмонеллы заражали ткани листьев и оставались там, ожидая попадания в другие организмы.

Астронавт NASA и бортинженер Expedition 68 Фрэнк Рубио проверяет урожай помидоров, растущих на МКС, в рамках исследования космической ботаники XROOTS 14 октября 2022 года. Фото: JAXA

Таким образом, выращенный салат на МКС имеет повышенный уровень бактерий, чем земной аналог. Впрочем, микрогравитация не влияла на питательные качества овощей. Несмотря на различные меры противодействия, МКС остается изолированной воздушной системой, поэтому в таких условиях сами астронавты становятся источником бактерий, которые могут заразить уязвимые растения.

Чтобы избежать инфекций, ученые предлагают менять генетику растений, чтобы ограничить открытие устьиц в космосе. Исследователи уже начали тестировать различные сорта салата с разной генетикой, чтобы увидеть, как они реагируют в симулированной среде микрогравитации. Эти изменения крайне важны, ведь могут помочь обеспечить полноценное питание астронавтов во время длительных миссий на Луну или Марс.

Ранее мы показывали, во что превратились потерянные на МКС помидоры.

По материалам Gizmodo