Внутри VLT (фото)

Представленное изображение было получено на территории Европейской Южной обсерватории. Оно демонстрирует внутреннее устройство «Йепуна» — одного из Основных телескопов, входящих в состав комплекса Очень Большой телескоп ESO (VLT).

Внутреннее устройство одного из Основных телескопов VLT. Источник: Zdeněk Bardon/ESO

В общей сложности, VLT состоит из четырех 8,2-метровых Основных и четырех 1,8-метровых Вспомогательных телескопов. В то время как Основные телескопы являются стационарными, Вспомогательные телескопы установлены на подвижные платформы и их можно перемещать по рельсам, размещая на 30 подготовленных площадках. Это дает возможность использовать VLT как интерферометр с перестраиваемой базой.

Но все же, основная мощь VLT скрыта внутри Основных телескопов. В частности, на том же «Йепуне» смонтированы несколько наиболее совершенных инструментов обсерватории, таких как сверхсовременные приемники MUSE, HAWK-I и ERIS.

Эти приборы, созданные для исследований планет, «звездных ясель» и сверхмассивных черных дыр, никогда бы не справились со своими задачами без системы адаптивной оптики AOF. Одна из ее составляющих — это устройство формирования «искусственных звезд». Лазерные лучи бьют из четырех черных труб (их можно увидеть на снимке), окружающих 8,2-метровое главное зеркало телескопа. Толщина каждого лазерного пучка «Йепуна» составляет 30 см, а мощность — 22 ватта. Когда лазерное излучение достигает высоты около 90 км в атмосфере Земли, оно возбуждает находящиеся там атомы натрия, и они начинают светиться. В результате в небе зажигается новая звезда.

Специальные сенсоры в составе каждого инструмента измеряют в реальном времени мерцания этих искусственных звезд. На основании этих измерений вычисляются и посылаются на деформируемое вторичное зеркало телескопа команды, которые в течение миллисекунд изменяют форму его поверхности. Это позволяет скомпенсировать влияние атмосферной турбулентности и получать изображения идеального качества.

Ранее мы рассказывали про устройство системы высокотехнологичных ветровых щитов VLT.

По материалам https://www.eso.org