Внедорожник Jeep получил лазерный сигнал из космоса

Немецкий спутник успешно передал лазерный сигнал на наземную станцию во время испытания, которое может значительно изменить связь между космосом и Землей, ускорив ее и избежав перегрузки данных.

OSIRISv1
Внедорожник, который получил лазерный сигнал с космического аппарата OSIRISv1

TeraNet, сеть оптических наземных станций, получила сигнал через лазерную связь на борту спутника OSIRISv1 на низкой околоземной орбите. Две наземные станции TeraNet, в частности специально оборудованный внедорожник Jeep с приемником, зафиксировали эти сигналы. Команда из Университета Западной Австралии надеется, что эта демонстрация поможет установить связь между различными космическими миссиями на низкой околоземной орбите и с Луной.

Устаревшая радиосвязь

С начала космической эры с запуском первого спутника в 1957 году космические агентства для связи с Землей использовали радиоволны. Эта технология постоянно совершенствовалась и работала хорошо. Но рост количества спутников и спрос на количество и качество передаваемых данных привели к перегрузке каналов связи.

Лазерная связь
Лазерная связь имеет ряд преимуществ перед традиционной. Фото: Unsplash

Оптическая связь или лазеры могут решить эту проблему. Такая система упаковывает данные в колебания световых волн лазера, передавая их в виде инфракрасного сигнала. Лазеры потенциально могут передавать данные со скоростью до 1000 Гбит/с, поскольку они работают на гораздо более высоких частотах, чем радио, упаковывая гораздо больше данных каждую секунду.

Эксперименты с лазерами

NASA активно экспериментирует с космическими лазерами. В ноябре 2023 года организация успешно передала данные на расстояние почти 10 млн миль в дальнем космосе в обсерваторию Паломар в Калифорнии. В декабре того же года лазерный приемник на астероидном зонде NASA Psyche передал 15-секундное видео с котом, играющим с лазерной указкой.

Частный сектор также проявляет интерес к космическим лазерам. По оценкам Straits Research, рынок космической лазерной связи стоил около 1,13 млрд долларов в 2022 году и может вырасти вчетверо к 2031-му.

Недостатки оптической связи

NASA сообщает, что оптическая связь может передавать данные до 100 раз быстрее, чем современные радиочастотные системы. Однако на больших расстояниях передача данных становится более сложной из-за необходимости точного наведения лазерного луча. Погода также может повлиять на качество связи, поскольку облака и дождь могут блокировать сигнал.

Чтобы преодолеть погодные проблемы, TeraNet создала сеть из трех станций в Западной Австралии, что позволяет спутникам передавать данные на наиболее чистые участки неба. Внедорожник, участвовавший в испытаниях, способен принимать сигналы в течение 15 минут после прибытия на место. Этот тест открывает возможность для увеличения пропускной способности связи между космосом и Землей в тысячу раз, сообщает UWA.

Ранее мы писали о том, как сети 6G будут использовать «изогнутые» световые лучи.

По материалам theengineer.co.uk