VLT сфотографировал «падающую» галактику NGC 1404

Это изображение, полученное Очень большим телескопом Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), демонстрирует гигантскую эллиптическую галактику NGC 1404, расположенную на расстоянии 62 млн световых лет в созвездии Печи. Она была открыта английским астрономом Джоном Гершелем (John Herschel) в 1837 г.

Галактика f NGC 1404 (снимок VLT). Источник: ESO

NGC 1404 является одним из ярчайших объектов, входящих в состав скопления Печи — второго по численности галактической группы в окрестностях Млечного Пути. При взгляде на представленную фотографию кажется, что эта галактика является достаточно спокойным и неподвижным объектом. Но это обманчивое впечатление. На самом деле она медленно «падает» по направлению к ядру скопления.

По мере того, как NGC 1404 приближается к центру скопления, она постепенно теряет запасы своего межзвездного газа. Утраченное вещество формирует позади галактики длинный след, чем-то напоминающий кометный хвост. Этот процесс нельзя заметить на снимках, сделанных в видимом диапазоне. Но поскольку потерянный газ разогрет до высоких температур, он испускает рентгеновские лучи, что дает возможность наблюдать его при помощи космических обсерваторий вроде Chandra и NuSTAR. Со временем галактика лишится большей части своих «газовых запасов», а с ним — возможности рождать новые звезды.

Представленный снимок NGC 1404 сделан при помощи установленной на VLT камеры FORS. Яркий объект на переднем плане снизу слева — звезда HD 22862, принадлежащая нашему Млечному Пути.

Молодые звезды кружатся вокруг черной дыры, как рой пчел