В звездном скоплении Abell 2566 наблюдается резкая «смена погоды»

Ученые изучают далекое галактическое скопление Abell 2566. Сквозь его внутреннюю среду движется холодный ударный фронт. Тем не менее там будут наблюдаться не дожди, а другие явления.

Галактичне скупчення
Галактическое скопление. Источник: www.universetoday.com

Что такое скопление галактик

Анализируя данные рентгеновской обсерватории NASA Чандра, астрономы из Индии и Южной Африки исследовали массивное скопление галактик, известное как Abell 2566. Они обнаружили холодные фронты в его внутренней среде. Обо всем этом сообщается в научной статье, опубликованной 17 мая на сервере препринтов arXiv.

Такие скопления содержат до тысяч галактик, связанных между собой гравитацией. Они являются крупнейшими известными гравитационно связанными структурами во Вселенной и могут служить прекрасными лабораториями для изучения эволюции звездных систем.

В общем, так называемые холодные фронты — это резкие разрывы поверхностной яркости, наблюдаемые на рентгеновских изображениях, где падение поверхностной яркости и плотности газа сопровождается скачком температуры газа, причем более плотная область холоднее более разреженной. Их название похоже на атмосферные явления на Земле и в некотором смысле они действительно меняют межгалактическую погоду.

Холодные фронты в скоплении Abell 2566

Команда астрономов под руководством Сонали К. Кадам из Университета Свами Рамананд Тирт Маратвада в Индии обнаружила холодные фронты в Abell 2566 — скоплении галактик с холодным ядром, красным смещением 0,08 и массой около 217 триллионов масс Солнца.

Собранные изображения выявили необычную морфологию внутрикластерной среды. Газ в ней имеет вид спиралевидных завихрений вместе с краями в распределении поверхностной яркости. Спектральный анализ, проведенный астрономами, подтвердил связь этих разрывов с холодными фронтами.

Сложная морфология скопления

Кроме того, наблюдения обнаружили смещение около 22 200 световых лет между самой яркой галактикой скопления относительно пика рентгеновского излучения, а также его тесную связь с соседней системой. Авторы статьи предполагают, что это явление могло привести к образованию расплывчатой структуры в Abell 2566.

На основе собранных данных астрономы предполагают, что наблюдаемые особенности и сложная морфология распределения плазмы в Abell 2566 имеют общее происхождение — они могут быть следствием слияния. Команда отметила, что субкластер, возможно, повлиял на основное скопление, сместив его гравитационную потенциальную яму.