В ранней Вселенной заметили необычную галактику, которая «растет изнутри»

Ученые с помощью космического телескопа James Webb открыли новую, доселе теоретическую форму галактик. Фотографии, полученные WEBB, позволили ученым Кембриджского университета зафиксировать редкую галактику JADES-GS+53.18343-27.79097. Галактика имеет массу около 400 миллионов масс Солнца и диаметр примерно 1500 световых лет. Это в 100 раз меньше, чем наш Млечный Путь, в котором размещены сотни миллиардов звезд. Расстояние до галактики составляет около 13 млрд световых лет, то есть мы наблюдаем ее такой, какой она была только через 700 миллионов лет после возникновения Вселенной. Это удивляет ученых, поскольку считалось, что в этот период полноценных галактик еще не существовало. Однако новые снимки космического телескопа James Webb меняют эти представления.

Галактика NGC 1549, которую видно через 700 миллионов лет после Большого взрыва. Копирайт изображения JADES Collaboration

Еще одной уникальностью является структура этой юной галактики. Несмотря на небольшие размеры, ее ядро оказалось таким же плотным, как у современных массивных эллиптических галактик. Интересно, что звезды активнее всего образуются не в центре, а на ее окраинах. Еще каждые 10 миллионов лет масса звезд на окраинах галактики удваивается, что подтверждает теорию о том, что звездные системы развиваются «изнутри наружу».

Астрономы использовали космический телескоп NASA/ESA James Webb (JWST) для наблюдения за ростом галактики «наизнанку» в ранней Вселенной, всего через 700 миллионов лет после Большого взрыва. Фото: JADES Collaboration

Исследователи из Кембриджского университета, статья которых опубликована в Nature Astronomy, сравнивают формирование галактик с движением фигуриста. Соавтор исследования, доктор Сандро Тачелла, объяснил, что при накоплении массы в центре галактики вещество начинает быстрее вращаться, подобно тому, как фигурист ускоряет вращение, прижимая руки к телу. Это вращение способствует формированию спирали или диска, что является типичным для многих современных галактик.

Таким образом, открытие JADES-GS+53.18343-27.79097 не только расширяет наше понимание эволюции Вселенной, но и заставляет пересмотреть теории относительно того, как и когда возникали первые галактики.

Ранее мы сообщали о том, как данные телескопа James Webb противоречат моделям реионизации.

Телескоп Hubble сделал невероятное фото галактики NGC 5248