В Гиадах могут скрываться черные дыры

Ближайшие черные дыры могут находиться на расстоянии всего 150 св. лет от нас. Об этом свидетельствует моделирование эволюции одного из ближайших к Солнечной системе рассеянного звездного скопления Гиады.

Гиады
Гиады. Источник: Jose Mtanous

Черные дыры в Гиадах

В последнем номере журнала Monthly Notices of the Royal Astronomical Society появилась статья о том, что в рассеянном скоплении Гиады может находиться несколько дыр. Авторами исследования являются ученые из Италии и Испании.

Гиады — это ближайшее к нам рассеянное звездное скопление. На небе его можно увидеть в созвездии Тельца рядом с его самой яркой звездой Альдебараном. Расстояние до этой группы звезд составляет примерно 150 св. лет. Светила, которые в нее входят, хотя и родились все вместе, сейчас достаточно слабо связаны между собой гравитационно.

Если в Гиадах действительно есть черные дыры, то они являются ближайшими к нам подобными объектами. Ведь предыдущий кандидат на это звание — Gaia BH1 — находится на расстоянии 1500 св. лет, то есть примерно в 10 раз дальше.

Результаты моделирования

Идея о том, что в Гиадах могут скрываться черные дыры, высказывалась и раньше. Моделирование показало возможное присутствие там 2–3 этих объектов. Иначе свою современную форму это звездное скопление просто не смогло бы приобрести. Однако расчеты все же оставили возможным вариант, что остатки сверхновых действительно там были, но примерно 150 млн лет назад были выброшены.

С 2015 года ученые неоднократно наблюдали гравитационные волны, рожденные слиянием черных дыр. Благодаря этому удалось значительно лучше понять гравитационное взаимодействие этих объектов с их окружением. Именно эти знания легли в основу новой модели, которая и показала, что упомянутые 2–3 черные дыры до сих пор находятся где-то там.

«Это наблюдение помогает нам понять, как наличие черных дыр влияет на эволюцию звездных скоплений и последние, в свою очередь, способствуют возникновению источников гравитационных волн, — говорит Марк Гилес, член Департамента квантовой физики и астрофизики Университета Барселоны и один из авторов исследования. — Эти результаты также дают нам понять, как эти загадочные объекты распределяются по Галактике».