«Угольный мешок» над ALMA

С незапамятных времен люди вглядывались в звездное небо и давали названия тому, что они там видели. Представленное фото, сделанное на плато Чахнатор в чилийских Андах, демонстрирует одну такую небесную достопримечательность, на протяжении человеческой истории носившую множество имен.

Полоса Млечного Пути над ALMA. В верхней части изображения можно увидеть очертания туманности Угольный мешок. Источник: ESO/Y. Beletsky (LCO)

На снимке мы видим полосу Млечного Пути над одной из антенн комплекса ALMA. В самой верхней части кадра заметна пара ярких звезд. Они составляют часть Южного Креста — одного из наиболее известных созвездий земного неба. Под ними выделяется темный бесформенный силуэт, известный как туманность «Угольный мешок».

Туманность представляет собой гигантское облако молекулярного газа, настолько плотное, что оно не пропускает свет звезд, лежащих позади него, поэтому нам кажется, что на этом участке неба ничего нет. К счастью, хотя «Угольный мешок» и блокирует видимый диапазон спектра, но пропускает излучение на миллиметровых и субмиллиметровых волнах, что дает возможность наблюдать, заслоняемые им звезды и даже далекие галактики.

Разные народы по-разному называли эту туманность. Австралийские аборигены отождествляли ее с головой страуса Эму, протянувшего крылья по всему небу. А астрономы древних инков называли темное пятно «Юту», имея в виду неприметную, похожую на серую куропатку, южноамериканскую птичку Тинаму.