Ученые запутались в трех кандидатах на роль самой большой экзопланеты

Вселенная огромна. Возможно, даже бесконечна. На ее фоне Земля выглядит крошечной. Наша планета мала даже по сравнению с газовыми гигантами Солнечной системы. Но существуют ли планеты крупнее Юпитера в несколько раз? И вообще, какая самая большая экзопланета известна астрономам?

Hat-P-6b,
Экзопланета Hat-P-6b с полярным сиянием на южном полюсе в представлении художника. Иллюстрация: Wikipedia

Ответ зависит от нескольких факторов, включая определение термина «планета». Поэтому существует несколько кандидатов на роль самой большой планеты за пределами Солнечной системы. Один из них — ROXs 42Bb. Этот газовый гигант, открытый в 2013 году, обращается вокруг звезды на расстоянии около 460 световых лет от нас. Его масса примерно в 9 раз больше массы Юпитера, а радиус — в 2,5 раза больше юпитерианского.

Однако доцент кафедры физики и астрономии Техасского университета в Сан-Антонио Тейн Карри считает, что ROXs 42Bb — не самая большая. По словам ученого, существуют экзопланеты даже крупнее. Например PDS 70b, которая обращается вокруг звезды PDS 70 в протопланетном диске в 370 световых годах от Солнца, по размеру в 3-4 раза превышает Юпитер. Еще один кандидат — HAT-P-67b — имеет радиус вдвое больше юпитерианского.

Неопределенность возникает из-за различных методов измерения размера экзопланет и способов их обнаружения. Одни объекты удается сфотографировать непосредственно, как ROXs 42Bb и протопланеты, другие — открывают транзитным методом, когда объект проходит на фоне звездного диска.

PDS 70
Это впечатляющее изображение, полученное инструментом SPHERE на Очень большом телескопе (VLT ESO), является первым четким снимком планеты PDS 70b, зафиксированной в процессе формирования вблизи карликовой звезды PDS 70.

Также возникает вопрос, как определить саму планету. Кроме них и звезд, существуют еще коричневые карлики, которые больше планет, но не достигают «звездных» размеров. Вдобавок нужно учесть, что переход от планеты к коричневому карлику может происходить при большей массе, чем считалось ранее — возможно, в 25 раз больше массы Юпитера. Также важно, насколько объект легче своей «материнской» звезды.

Дебаты о том, что считать планетой, пока продолжаются. Но они освещают важные вопросы многообразия планетных систем и возможности существования объектов, которые значительно отличаются от присутствующих в нашей Солнечной системе.

Ранее мы сообщали о том, как Hubble измерил скорость роста экзопланеты.