Ученые создали самую большую карту сверхмассивных черных дыр

Когда сверхмассивная черная дыра поглощает материю, то выделяется такое количество энергии, что ее видно с расстояния в миллиарды световых лет. Недавно ученые, работающие с космическим телескопом Gaia, создали самую большую карту этих объектов.

Учеными создана самая большая карта черных дыр
Учеными создана самая большая карта черных дыр. Источник: www.sciencenews.org

Новая карта Вселенной

Астрономы картографировали самый большой в истории объем Вселенной с помощью нового обзора активных сверхмассивных черных дыр, скрывающихся в центрах галактик. Хотя сами по себе эти объекты фактически невидимы, те из них, что поглощают газ и называются квазарами, по иронии судьбы являются одними из самых ярких объектов во Вселенной.

Новая карта фиксирует расположение около 1,3 млн квазаров в пространстве и времени, самые отдаленные из которых ярко сияли уже тогда, когда Вселенной было всего 1,5 млрд лет (для сравнения, сейчас Вселенной 13,7 млрд лет).

«Этот каталог квазаров отличается от всех предыдущих тем, что он дает нам трехмерную карту крупнейшего в истории объема Вселенной, — говорит соавтор карты Дэвид Хогг, старший научный сотрудник Центра вычислительной астрофизики Института Флетайрона в Нью-Йорке и профессор физики и науки о данных Нью-Йоркского университета. — Он не содержит ни самого большого количества квазаров, ни самых точных измерений их яркости, но именно он охватывает самый большой в истории объем пространства».

Квазары и галактики

Квазары питаются от сверхмассивных черных дыр в центрах галактик и могут быть в сотни раз ярче их собственных звездных систем. Когда гравитационное притяжение черной дыры закручивает находящийся поблизости газ, этот процесс порождает чрезвычайно яркий диск, а иногда и струи света, которые можно наблюдать с помощью телескопов.

Кроме того, галактики обычно окружены массивным ореолом из темной материи. Сама по себе она тоже невидима, но способна искривлять свет благодаря эффекту гравитационной линзы.

Астрономы также могут использовать расположение удаленных квазаров и принимающих их галактик, чтобы лучше понять, как космос расширялся со временем. Например, ученые уже сравнили новую карту квазаров с самым старым светом во Вселенной — космическим микроволновым фоном. Когда этот свет движется к нам, он искривляется сетью темной материи — той самой паутиной, которую наносят на карту квазары. Сравнивая их, ученые могут измерить, насколько плотной она является.

Как новая карта может нам помочь?

Команда использовала данные из третьего релиза данных Gaia, который содержал 6,6 млн квазаров-кандидатов, а также данные широкоугольного инфракрасного телескопа NASA Wide-Field Infrared Survey Explorer и цифрового обзора неба Sloan Digital Sky Survey.

Команда также создала карту, которая показывает, где пыль, звезды и другие препятствия могут мешать нам видеть определенные квазары, что имеет решающее значение для интерпретации карты сверхмассивных черных дыр.

«Этот каталог квазаров является прекрасным примером того, насколько продуктивными могут быть астрономические проекты, — говорит Хогг. — Gaia был разработан для измерения звезд в нашей галактике, но он одновременно нашел миллионы объектов, которые дают нам карту всей Вселенной».