Ученые разгадали загадку необычного полярного сияния 2022 года

В декабре 2022 года над всей арктической зоной Земли протянулась удивительно ровная полоса полярного сияния. Недавно ученые смогли объяснить, как она возникла.

Полярне сяйво
Полярное сияние. Источник: www.newsweek.com

Удивительное полярное сияние

Международная группа ученых, связанная с различными научными учреждениями в Японии и США, опубликовала работу, в которой разгадала тайну, интересующую ученых уже два года. Речь идет о необычно длинной и ровной ленте полярного сияния, которая была зафиксирована над северными регионами Европы в декабре 2022 года.

Тогда необычное явление в небе зафиксировала наземная камера, расположенная в Норвегии. Обычно ленты полярного сияния очень изгибаются и имеют множество зубцов. А здесь речь идет о чрезвычайно ровной полосе, растянувшейся на 4000 км через всю полярную шапку.

В течение двух лет ученые не могли объяснить, что это такое. И вот, наконец, в журнале Science Advances появилась публикация с разгадкой. Она базируется на анализе спутниковых данных и наземных наблюдений, выполненных в 2022 году.

Что это было?

Не все эффекты, которые порождаются встречей заряженных частиц, летящих от Солнца с атмосферой нашей планеты, видимы невооруженным глазом. В частности, к таковым относятся дождевые полярные сияния. По сути, это также потоки ионов, возникающие в верхних слоях атмосферы. Но они фиксируются специальной аппаратурой, а не человеческим глазом.

Однако данные со спутников наблюдения, собранные во время самого явления, подтвердили, что это — именно такая разновидность полярного сияния. Просто на этот раз оно почему-то оказалось видимым. И причины этого исследователи уже обнаружили.

По их мнению, все дело было в аномально низком и равномерном потоке заряженных частиц, что произошел в декабре 2022 года. Тогда он составлял лишь до 0,5 см-3, что является абсолютным рекордом за все время наблюдений.

Также отмечается, что в изучении полярных сияний большую помощь оказали общественные ученые — они, например, помогли разгадать источник фиолетового света, который появился над канадским небом в 2016 году.

100 тысяч орбит: Mars Odyssey отметил юбилей необычным снимком горы Олимп