Ученые просят людей помочь им отыскать новорожденные черные дыры

Одной из самых сложных задач современной астрономии является поиск черных дыр, образовавшихся после взрывов килоновых. Нидерландские ученые имеют приложение, благодаря которому аматоры могут приобщиться к анализу данных для ускорения этого процесса.

Любители могут помочь найти черные дыры
Аматоры могут помочь найти черные дыры. Источник: phys.org

Как найти новорожденные черные дыры

Нидерландский консорциум по изучению черных дыр недавно выпустил новую версию своего приложения BlackHoleFinder. Ранее эта программа для поиска килоновых была доступна только на двух языках: английском и нидерландском, теперь же разработчики добавили испанский, немецкий, китайский, бенгальский, польский и итальянский. Благодаря этому ученые надеются привлечь всех желающих к пользованию приложением.

Килоновая — это процесс слияния двух черных дыр. Он сопровождается высвобождением большого количества энергии в виде электромагнитного излучения и гравитационных волн, а результатом ее является рождение черной дыры. При том это очень кратковременное событие, которое фиксируется только очень недлительное время.

Лучше всего его «слышат» именно детекторы гравитационных волн. А вот вовремя направить на небо еще и оптические и радиотелескопы и понять, как излучения и колебания пространства соотносятся между собой, до сих пор удалось лишь раз — в 2017 году.

Проблема в том, что когда детекторы «ловят» гравитационную волну, которая длится несколько миллисекунд, точность определения ее источника составляет сотни квадратных градусов. Поэтому даже если успеть отреагировать на это событие оптическими телескопами, им придется снять большой участок звездного неба, чтобы отыскать на нем источник.

Чем будут заниматься любители

Стоит отметить, что просто отсканировать такой большой участок звездного неба — уже проблема. Однако недавно к ее решению сделан важный шаг. На севере Чили заработал новый телескоп BlackGEM. Он самостоятельно способен выполнить большую часть этой работы. Но кто-то еще должен найти среди множества данных саму килоновую.

Именно этим и занимаются астрономы-волонтеры, пользующиеся приложением BlackHoleFinder. Задача эта совсем не простая, ведь есть немало сигналов как рукотворного, так и природного характера, которые нужно отличить от электромагнитных килоновых волн.

Обычно сейчас такие задачи пытаются поручать специально обученным нейросетям. Сотрудники Нидерландского консорциума по поиску черных дыр тоже попытались создать искусственный интеллект. Он немного поработал, после чего стало понятно, что люди все же лучше ищут черные дыры.

Сейчас действительно появилась невероятная возможность стать первооткрывателями черной дыры. В обсерватории Лас-Кумбрес есть несколько роботизированных телескопов с диаметром зеркала 400 мм. И недавно ее руководство разрешило любителям использовать их для поиска килоновой. Обнаружив подозрительный сигнал с помощью приложения BlackHoleFinder, любой пользователь может навести телескоп на необходимый участок неба и рассмотреть его лучше.