Ученые открыли супернептун

Астрономы обнаружили планету TOI-5005 b. Она вращается вокруг желтой звезды, очень похожей на Солнце. Это газовый гигант, который напоминает Нептун по размеру и химическому составу, но при этом гораздо горячее и тяжелее его.

Супернептун
Супернептун. Источник: www.sciencetimes.com

Открытие нового мира транзитным методом

Международная команда астрономов сообщает об открытии новой экзопланеты супернептуна, вращающейся вокруг звезды солнечного типа. Недавно обнаруженный инопланетный мир, получивший обозначение TOI-5005 b, примерно в шесть раз больше и более чем в 30 раз массивнее Земли. Находка была подробно описана в статье, опубликованной 26 сентября на сервере препринтов arXiv.

Спутник NASA Transiting Exoplanets Survey Satellite (TESS) производит обзор около 200 000 самых ярких звезд вблизи Солнца с целью поиска транзитных экзопланет. В настоящее время он обнаружил более 7200 экзопланет-кандидатов (TESS Objects of Interest, или TOI), из которых 557 уже подтверждено.

Недавно группа астрономов под руководством Амадео Кастро-Гонсалеса из Астробиологического центра в Мадриде подтвердила существование еще одного TOI, наблюдаемого TESS. Они обнаружили транзитный сигнал на кривой блеска TOI-5005 — умеренно яркой звезды солнечного типа спектрального класса G2V, расположенной на расстоянии около 685 световых лет от нас. Планетарная природа этого сигнала была подтверждена последующими наблюдениями посредством наземных средств.

Характеристика планеты TOI-5005 b

Обнаруженная планета имеет радиус 6,25 земных и массу 32,7 земных, что дает плотность на уровне 0,74 г/см³. Она вращается вокруг своего носителя каждые 6,31 дня на расстоянии примерно 0,066 а.е. от него. Равновесная температура планеты составляет 1040 К.

Исследуя внутреннюю структуру TOI-5005b, астрономы подсчитали, что массовая доля металла в ее ядре и оболочке составляет около 0,74 и 0,08 соответственно. Общая массовая доля металла этой экзопланеты составляет 0,76, что несколько ниже, чем у Урана и Нептуна. Эти результаты свидетельствуют о том, что TOI-5005 b образовалась путем аккреции ядра.

Редкий тип Нептуна

На основе полученных данных авторы статьи классифицировали TOI-5005 b как супернептун вблизи хребта «нептунианской саванны». «Нептунианская пустыня» и «нептунианская саванна» знаменуют собой дефицит нептуноподобных экзопланет на короткопериодических орбитах и ​​их скромную распространенность на больших орбитальных расстояниях. Их разделяет недавно обнаруженный «избыточный слой нептунов» в диапазоне 3–5 суток орбитального периода, где такие миры встречаются достаточно часто.

Исследователи отметили, что TOI-5005 b стала новым членом в целом редкой популяции низкоплотных нептунов в «нептунианской саванне», в отличие от планет в хребте, обычно демонстрирующих более высокую плотность — более 1,0 г/см3.

В заключительном слове ученые добавили, что яркость TOI-5005 делает недавно обнаруженную планетную систему ключевой мишенью для наблюдений за атмосферой и орбитальной архитектурой.

Космические приключения независимой Украины: 7 лучших писателей-фантастов