Ученые объяснили наблюдаемую неоднородность Вселенной

Ученые объяснили, почему в нашей части Вселенной наблюдается неоднородность материи, хотя по действующим теориям она должна быть однородной. По их мнению, причина этого в возбуждении волн, длина которых больше видимого космоса.

Неоднородность Вселенной. Источник: NASA

Космологический принцип и напряжение Хаббла

Группа ученых из Национальной астрономической обсерватории Академии наук Китая под руководством Прабхакара Тивани недавно опубликовала статью, в которой предложили решение так называемого «напряжения Хаббла». Они считают, что видимые неравномерности в распределении материи — не общая неоднородность нашей Вселенной, это лишь флуктуации, которые больше размера её части, доступной для нашего наблюдения.

Космологический принцип, на котором базируется вся теория эволюции пространства и времени от Большого взрыва, говорит, что Вселенная на больших масштабах однородна. То есть у неё нет центра, где концентрация массы и энергии максимальна, нет и окраин, ближе к которым интенсивность явлений падает.

Но распределение материи в ближайших к нам галактиках и измерение постоянной Хаббла противоречат этому утверждению, хотя и в незначительной степени. Эти несоответствия достаточно невелики и обнаружить их можно только при четких измерениях. Собственно, они и называются «напряжение Хаббла».

Неоднородность Вселенной и супергоризонтальные флуктуации

Исследование, опубликованное в The Astrophysical Journal Letters, предлагает решить это несоответствие с помощью супергоризонтальных флуктуаций. Горизонтом в космологии называют то расстояние, которое свет успел пройти с момента Большого взрыва. Вселенная намного больше этого расстояния. И если в ней существуют волны больше размера видимой ее части, то в них могут возникать неравномерности, масштаб которых нам трудно оценить.

Эти неравномерности и называются супергоризонтальными флуктуациями. И именно они могут восприниматься как локальное нарушение космологического принципа. На глобальном уровне Вселенная действительно может быть однородной. Но она так велика, что даже незначительные по ее масштабам отклонения мы будем воспринимать как анизотропию.

Собственно, идеи, подобные высказанным Тивани, звучат от ученых давно. Космологический принцип очень важен для нашего понимания физики Вселенной и отказываться от него никто не собирается. Поэтому неоднородности, которые в масштабах всего существующего слишком малы, уже давно поселились в научной картине пространства и времени. Проблема только в том, что мы действительно не можем узнать, что же находится за горизонтом.

По материалам Phys.org