Ученые обнаружили воду в атмосфере планеты Смертриос

Смертриос, или HD 149026 b 1, — это экзопланета, вращающаяся вокруг желтой звезды на расстоянии 250 св. лет от нас. Она представляет собой «горячий сатурн». Недавно ученые исследовали ее атмосферу и нашли там воду.

Планета Смертриос
Планета Смертриос. Источник: phys.org

Водяной пар на планете Смертриос

С помощью спектрографа CARMENES астрономы нашли доказательства наличия водяного пара в атмосфере горячей экзопланеты Сатурна HD 149026 b. Это открытие, о котором сообщается в научной статье, опубликованной на сервере препринтов arXiv, может стать ключом к лучшему пониманию структуры и сценария формирования этого инопланетного мира.

Смертриос — богатый металлами «горячий сатурн», вращающийся вокруг HD 149026 — желтой звезды-субгиганта спектрального типа G0 IV, на расстоянии около 248,5 световых лет. Планета имеет радиус около 0,81 юпитерианского и примерно втрое меньшую, чем у Юпитера, массу. Предварительные наблюдения показали, что Смертриос вращается вокруг своего светила каждые 2,876 суток. При этом он находится на расстоянии 0,043 а.е. от него. Равновесная температура планеты оценивается в 1693 К.

Команда астрономов под руководством Сайеда А. Рафи из Токийского университета в Японии использовала CARMENES в обсерватории Калар-Альто для проведения кросс-корреляционной спектроскопии Смертриоса с высоким разрешением. Их главной целью было получить больше информации о составе атмосферы этой экзопланеты.

Что показали исследования атмосферы экзопланеты?

Проанализировав данные CARMENES, команда Рафи нашла доказательства наличия водного сигнала очень близко к ожидаемому местонахождению Смертриоса. Самый сильный сигнал имел соотношение сигнал / шум 4,8. Астрономы отметили, что обнаруженные колебания пока что можно рассматривать лишь как доказательство существования водяного пара, а не как подтвержденное открытие.

Согласно исследованию, доказательства наличия водяного пара в атмосфере Смертриоса свидетельствуют о том, что соотношение углерода к кислороду на планете должно быть меньше единицы, если атмосфера однородна и находится в химическом равновесии, поскольку содержание цианистого водорода, как ожидается, очень низкое.

Хотя исследователи искали цианистый водород в атмосфере Смертриоса, они не нашли никаких признаков этого соединения. Астрономы предполагают, что это может быть связано с относительно низким количеством данных. Поэтому возможность наличия цианистого водорода в атмосфере этой планеты нельзя окончательно исключить.

В исследовании также была измерена орбитальная скорость и скорость покоя Смертриоса, которые оказались примерно 158,17 и 2,57 км/с соответственно. Однако было отмечено, что хотя орбитальная скорость согласуется с ожидаемым значением, скорость покоя имеет сильное красное смещение. Авторы статьи пришли к выводу, что это можно объяснить несколькими сценариями, такими как аномальная атмосферная динамика или орбита с ненулевым эксцентриситетом.