Ученые нашли таинственного двойника загадочного атмосферного явления

Steve — это явление, родственное полярному сиянию, открытое лишь несколько лет назад. Еще тогда ученые предположили, что у него должен быть двойник, который появляется в небе не вечером, а на рассвете. Недавно спутники Swarm помогли разыскать его.

Двойник Стива
Двойник Steve. Источник: phys.org

Загадочный Steve

Несколько лет назад ученым наконец удалось доказать существование Steve — атмосферного явления, напоминающего ленту пурпурного цвета, которая иногда наблюдается в высоких и средних широтах одновременно с полярным сиянием, но не является его частью.

В то время, как привычные авроры имеют зеленый, синий или красный цвет, Steve имеет пурпурный цвет и не может длиться часами. Именно поэтому о его существовании люди не подозревали годами. Этот оптический эффект на самом деле вызван переносом ионов в западном направлении на больших высотах.

Новое исследование, опубликованное в Earth, Planets and Space от Университета электрокоммуникаций в Японии, Шведского института космической физики, Арктического университета Норвегии и фотографа из Тромсе Габриэля Арне Хофстра, предполагает, что мы могли найти его двойника.

Двойник явления

О том, что у Steve должен быть двойник, ученые начали говорить еще когда подтвердили его существование. Это достаточно логично, ведь если он является потоком разогретого заряженными частицами газа, движущегося на запад, то должен происходить и обратный процесс.

Двойник Steve можно было бы увидеть в утренних сумерках. Это такой же поток газа, но движется на восток. Визуально это также должна быть полоса в небе фиолетового и зеленого цвета. Правда, довольно слабая и кратковременная.

И все же ученым удалось подтвердить существование этого явления. Помогли им в этом спутники Европейского космического агентства Swarm. Всего их три, и пока ни один из них не смог пролететь непосредственно над двойником Steve. Однако они точно установили, что это явление существует.

Астрофотограф заснял серебристые облака над Украиной (видео)