Титан удаляется от Сатурна в 100 раз быстрее, чем предполагалось

Как известно, Луна постепенно удаляется от Земли. Результаты лазерной локации при помощи уголковых отражателей, оставленных на поверхности нашего спутника, говорят о том, что ежегодно расстояние между ним и планетой увеличивается на 3,8 см. Это происходит из-за процесса, называемого приливным ускорением. Лунная гравитация воздействует на Землю, постепенно замедляя ее вращение. В свою очередь, орбитальный момент импульса Луны увеличивается, и она переходит на более высокую орбиту.

Обратная сторона Луны и Земля глазами аппарата «Чанъэ-5Т». Источник: CNSA, Xinhuanet

Подобная динамика характерна не только для Земли и Луны, но и для большинства других спутников планет в Солнечной системе — в частности, для Титана. До последнего времени астрономы полагали, что из-за газообразного состава Сатурна скорость его удаления невелика и не превышает 1 мм в год. Однако статья, недавно опубликованная в журнале Nature Astronomy, поставила под сомнение эту концепцию.

Две команды астрономов использовали два разных метода, чтобы измерить изменения орбиты Титана за 10 лет. Один из методов заключался в сравнении положений спутника относительно фоновых звезд на снимках, сделанных зондом Cassini. В основе другого метода лежало измерение отклонений в скорости этого космического аппарата, вызванных гравитационным воздействием Титана.

Титан и Сатурн. Источник: NASA/JPL-Caltech/SSI

Оба метода показали, что скорость удаления спутника намного выше, чем считалось ранее, и составляет около 11 см в год. По мнению исследователей, это обусловлено эффектом резонансной блокировки. Упрощенно говоря, гравитация Титана «сжимает» Сатурн с определенной частотой, заставляя газовый гигант колебаться и рассеивать много энергии. В свою очередь, это приводит к ускоренному удалению возмущающего тела. После этого открытия ученым, скорее всего, придется пересмотреть представления об эволюции Титана: похоже, что он сформировался намного ближе к планете, чем считалось ранее, и мигрировал на нынешнюю орбиту за 4,5 млрд лет своего существования.