Три столкновения астероидов: ученые нашли источник большинства метеоритов

Международная группа исследователей определила источник большинства падающих на Землю метеоритов. Выяснилось, что они происходят всего от трех семейств молодых астероидов.

Падение метеорита в представлении художника. Источник: layritten/Getty

До недавнего времени, астрономы могли четко определить происхождение лишь 6% из более чем 70 тысяч найденных метеоритов. Это т. н. ахондриты — обломки, выбитые ударами с поверхности Луны, Марса и астероида Веста, которые затем упали на Землю.

Что касается оставшихся 94% метеоритов, то абсолютное большинство из них представляют собой хондриты. Они содержат в своем составе сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава. Считается, что их основными «поставщиками» являются большие столкновения между астероидами, в ходе которых образуется большое количество обломков. Однако до недавнего времени астрономы не знали, о каких именно событиях идет речь.

Группа планетологов попыталась дать ответ на этот вопрос. Для этого они проанализировали спектры основных астероидных семейств Главного пояса, а также провели моделирование эволюции их орбит после столкновений.

Обыкновенный хондрит, найденный в пустыне Атакама в 2019 году. Источник: Jérôme Gattacceca, CNRS, CEREGE

Исследование показало, что только недавние (порядка сорока миллионов лет) распады достаточно крупных (более тридцать километров в диаметре) астероидов могут породить большое количество метеоритов. Это позволило им прийти к выводу, что 70% всех найденных метеоритов относятся к трем молодым астероидным семействам — Карины, Корониды и Массалии. Они образовались 5,8; 7,5 и около 40 млн лет соответственно. В частности, семейство Массалия было определено, как источник 37% известных метеоритов.

По словам ученых то, что всего три астероидных семейства являются источником такого большого количества метеоритов, объясняется их жизненными циклами. Молодые семейства характеризуются большим количеством мелких фрагментов, оставшихся после столкновений. Такое обилие повышает риск столкновений между фрагментами и, в сочетании с их высокой подвижностью, вероятность выхода из пояса в направлении Земли. Что касается более старых семейств астероидов, то они уже истощились, и их вклад в метеоритную активность минимален. В будущем семейства Карины, Корониды и Массалии тоже истощатся, после чего им на смену придут новые источники метеоритов.

По материалам Phys.org