Темная сторона полярных сияний: на Солнце образовалась огромная «черная дыра»

Полярные сияния, в эпохи высокой солнечной активности наблюдаемые даже в Украине, вызывают столкновения нашей планеты со сгустками заряженных частиц, выброшенных Солнцем. Понятно, что для последнего такие выбросы тоже не проходят бесследно — некоторые из них оставляют огромные «черные дыры». Одна из них наблюдалась на видимом полушарии нашего светила в начале декабря. За огромный размер и необычную форму журналисты уже прозвали ее Оком Саурона.

Конечно, если мы посмотрим на Солнце в обычный телескоп, защищенный специальным фильтром — никакой «дыры» мы на нем не увидим, как бы она ни была велика. Эти структуры ученые регистрируют при съемке в рентгеновском или дальнем ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного спектра. Она позволяет наблюдать за разогретой до миллионов градусов плазмой, из которой состоит солнечная корона — разреженная оболочка нашего светила, простирающаяся непосредственно над фотосферой, видимой в оптическом диапазоне.

Корональная дыра на Солнце, наблюдавшаяся в начале декабря. Снимок сделан в дальнем ультрафиолетовом диапазоне орбитальным телескопом SDO (NASA)

Плазма — состояние вещества, в котором она преимущественно состоит из равного по суммарному заряду количества электронов (отрицательно заряженных частиц) и положительных ионов. В случае солнечной плазмы последние представляют собой преимущественно протоны — ядра атомов водорода. Важным свойством этого состояния является то, что такое вещество проводит электрический ток, а значит, «чувствительно» к магнитным полям. Во время вспышек на Солнце происходит перезамыкание магнитных силовых линий, и их петли иногда «выносятся» далеко в космическое пространство, увлекая за собой огромные количества материи. Такие явления известны под названием корональных выбросов массы. В результате них солнечная корона теряет большие объемы водорода, и некоторые ее участки становятся более разреженными. Именно вони и выглядят темными на рентгеновских снимках.

Корональный выброс массы, «подхваченный» линями солнечного магнитного поля, приближается к планете (иллюстрация). Источник: University of New Hampshire

Длина дыры, прошедшей центральный солнечный меридиан 2 декабря, составляла примерно 800 тыс. км, что на 15% больше радиуса Солнца и почти в 65 раз больше диаметра Земли. Благодаря огромным размерам облако плазмы, выброшенной из нее, оказалось «размазанным» в космическом пространстве, поэтому при столкновении с нашей планетой возмущение геомагнитного поля оказалось слабее, чем первоначально ожидалось. Вечером того же дня, 2 декабря, оно вызвало полярные сияния в довольно низких широтах, но поскольку на севере Украины небо было затянуто облаками, увидеть их мы не могли. 4 и 5 декабря они наблюдались в приполярных областях.

Но при очень мощных корональных выбросах влияние солнечной плазмы на земное магнитное поле может оказаться настолько сильным, что приведет к нарушению радиосвязи и выходу из строя систем энергоснабжения. Поэтому однозначно утверждать, что появление «черных дыр» на Солнце не предвещает нам ничего плохого, все же нельзя…