Темная энергия ослабевает: ученые получили противоречивые данные о самой загадочной силе Вселенной

Самая большая из когда-либо созданных 3D-карт Вселенной предоставляет новые данные о ее эволюции, что ставит под сомнение наши представления о темной энергии. Оказывается, что эта загадочная сила может ослабевать со временем.

DESI
Фрагмент найбільшої тривимірної карти Всесвіту, що показує основну структуру матерії. Ілюстрація: DESI

Адам Рисс из Университета Джона Хопкинса в Мэриленде, который 25 лет назад нашел первые доказательства существования темной энергии, отмечает: «Если это подтвердится, это будет иметь большое значение, поскольку стандартная модель космологии лямбда-CDM предполагает, что темная энергия должна быть статичной».

Темная энергия, которая отвечает за ускоренное расширение Вселенной. Если она меняется, это может повлиять на наши представления о происхождении, размерах и будущем космоса. Рисс добавляет, что это заставит нас переосмыслить наше понимание гравитации.

Новые выводы сделаны с помощью Спектроскопического инструмента темной энергии (DESI) в Аризоне. DESI измерял крупномасштабную структуру и распределение галактик, чтобы узнать, как Вселенная расширялась. Исследователи объединили эти данные с тремя наборами данных о сверхновых, используемых для определения расстояний до космических объектов. Полученные данные об ослаблении темной энергии оказались настолько противоречивыми, что даже участники DESI не уверены, что с ними делать.

Каждый из трех наборов сверхновых дал разные результаты по изменению скорости расширения Вселенной. Все три предположили, что влияние темной энергии могло уменьшиться в последние эоны, но уверенность в этом различалась, поэтому исследователи не уверены, как интерпретировать эти данные.

«Два образца сверхновых противоречат друг другу. Возможно, истина лежит где-то посередине, но похоже, что расхождения обусловлены тем, как исследователи оценивали данные», – говорит Доусон.

Расхождения в моделях обозначаются коэффициентом сигмы, измеряющим вероятность случайного совпадения. «Примерно 3-сигма — это уровень, на котором мы обращаем внимание и считаем это «указанием» на что-то. Расхождения между лямбда-CDM и измерениями сверхновых и DESI колебались от 2,5 до 3,9 сигма. Это довольно широкое расхождение», – говорит Рисс.

Темная энергия составляет почти 70% Вселенной, поэтому любая ошибка в нашем понимании ее природы может иметь значительные последствия для физики. Для подтверждения или опровержения нужны более точные измерения в ближайшие годы.

«Если результаты исследования подтвердятся, это будет первая реальная подсказка о природе темной энергии за последние 25 лет», – говорит Рисс.

Ранее мы сообщали о том, как искусственный интеллект помог точнее понять темную энергию.

По материалам newscientist.com