Телескоп Hubble запечатлел расширение туманности Вуаль

Ученые, работающие с космическим телескопом Hubble, много лет снимают небольшой участок туманности Вуаль. Этот огромный, но очень тусклый объект является остатками сверхновой. Исследователи пришли к выводу, что его расширение в пространстве не замедляется.

Фрагмент туманности Вуаль, за которым наблюдает телескоп Hubbl
Фрагмент туманности Вуаль, за которым наблюдает телескоп Hubbl. Источник: NASA, ESA, Ravi Sankrit (STScI)

Удивительная туманность Вуаль

Астрономы использовали космический телескоп Hubble для того, чтобы в течение 20 лет, с 2001-го по 2020-й снимать крошечный участок туманности Вуаль, также известной как Петля Лебедя. Они рассказали невероятные вещи о том, что с ней происходит.

Туманность Вуаль — это большой, но очень тусклый остаток сверхновой, который наблюдается в созвездии Лебедя. От 10 до 20 тыс. лет назад звезда в 20 раз массивнее Солнца исчерпала свои запасы термоядерного топлива и взорвалась. Она выбросила в пространство огромную массу газа, которая с тех пор расширяется в космосе, формируя неправильный пузырь сложной формы.

Расстояние до туманности Вуаль составляет 2400 св. лет, а ее диаметр — около 120 св. лет. Поэтому на земном небе она имеет огромный размер — 3°. Однако она настолько тусклая, что практически не видна, поэтому открыли ее только в 1784 году.

Оболочки расширяются

Тонкий удлиненный объект на снимке, который сделал Hubble, — один из многочисленных кусков бывшей оболочки звезды, уже несколько тысяч лет разлетающихся во все стороны. Именно за ним этот телескоп наблюдает вот уже 20 лет.

На снимках видно, как он меняет свое положение в пространстве, и благодаря этому ученые смогли установить его скорость. Она равна 800 тыс. км/ч. Этого достаточно для того, чтобы преодолеть расстояние от Земли до Луны всего за полчаса. Это кажется невероятным, но по меркам остатков сверхновых это не так уж и много.

Что больше удивляет ученых, так это то, что за прошедшие 20 лет эта лента газа нисколько не замедлилась. Несмотря на то, что прошли тысячи лет после того, как произошел взрыв, вытолкнувший ее в окружающее пространство, туманность Вуаль все еще не снижает скорости своего расширения.

«Hubble — это единственный способ, с помощью которого мы можем с такой четкостью наблюдать за тем, что происходит на краю пузыря», — сказал Рави Санкрит, астроном из Научного института космического телескопа в Балтиморе, штат Мэриленд. «Изображения космического телескопа впечатляют, когда вы рассматриваете их в деталях. Они рассказывают о разнице плотности, с которой сталкиваются остатки сверхновой звезды, когда они расширяются в космосе, и о турбулентности, возникающей в этих местах».