Телескоп Hubble заглянул в бар далекой галактики

Работающие с телескопом Hubble астрономы, опубликовали новый снимок. На нем можно увидеть галактику NGC 4731.

Галактика NGC 4731. Источник: ESA/Hubble & NASA, D. Thilker

NGC 4731 расположена на расстоянии 43 млн световых лет от Земли и является частью скопления Девы, состоящего из примерно 1300 галактик. Ее изображение было получено с применением шести различных фильтров. На нем можно увидеть клубящиеся облака газа, темные пылевые полосы, ярко-розовые регионы активного звездообразования и, конечно же, длинный бар (перемычку) с отходящими от него спиральными рукавами.

В астрономии баром называют вытянутую структуру из звезд и газа в галактическом диске. Как правило, он ассоциируется со спиральными галактиками (из него произрастают их рукава), но также может присутствовать и в линзовидных и неправильных галактиках. Спиральные галактики с баром превосходят по количеству как обычные спирали, так и эллиптические галактики вместе взятые, составляя около 60 % от всех галактик. Наш Млечный Путь тоже обладает такой структурой.

По мнению астрономов, бар образуется, когда орбиты звезд и газа в галактике выстраиваются в ряд, образуя плотную область, в которую с течением времени попадают и из которой выходят отдельные звезды. Это тот же процесс, который поддерживает спиральные рукава галактики, но для баров он несколько более загадочен. Спиральные галактики, похоже, формируют бары в своих центрах по мере взросления, что объясняет большое количество таких структур, которые мы наблюдаем сегодня. Но при этом они могут потерять их позже, когда накопленная масса вдоль бара становится нестабильной. Также считается, что бары могут играть роль своеобразных топливопроводов, поставляя газ в галактический центр, что способствует звездообразованию.

При взгляде на фото Hubble можно обратить внимание на то, что спиральные рукава NGC 4731 простираются далеко за пределы галактического бара. Скорее всего, вытянутые «руки» галактики являются результатом гравитационного взаимодействия с соседями по скоплению Девы.

По материалам EsaHubble