Таинственная кибератака вывела из строя самую современную обсерваторию на Земле

Международная обсерватория Gemini, играющая ключевую роль в мировых астрономических исследованиях, временно прекратила свою деятельность после загадочной кибератаки. Исполнители нападения и их мотивы остаются неизвестными.

Южная обсерватория Gemini в Чили
Южный телескоп Gemini в Чили. Фото: NOIRLab

Компьютерный взлом, произошедший рано утром 1 августа, привел к приостановке работы Северного и Южного телескопов Gemini. Об этом сообщила Национальная лаборатория оптико-инфракрасной астрономии (NOIRLab) 24 августа. В результате атаки отключился Северный телескоп, расположенный на Гавайях, а также Южный в Серро Тололо (Чили). Стоит отметить, что обсерватории, расположенные на аризонской горе Китт Пик, не были атакованы киберпреступниками.

В качестве меры предосторожности веб-сайт Gemini.edu был переведен в оффлайн-режим. По соображениям безопасности NOIRLab не может раскрыть больше деталей кибератаки. Впрочем, она выражает благодарность своей команде по безопасности за оперативную реакцию, которая предотвратила худшее развитие событий.

Gemini
Северный телескоп Gemini на вулкане Мауна-Кеа на Гавайях. Фото: NOIRLab

«Как и все члены астрономического сообщества, мы разочарованы тем, что некоторые из наших телескопов временно не работают. Однако мы имеем возможность продолжать наблюдения с помощью некоторых из них благодаря резервным системам. Мы выражаем благодарность астрономическому сообществу за поддержку в это трудное время и благодарны всем за терпение, пока наши команды продолжают работать для восстановления нормального функционирования», — говорится в сообщении NOIRLab.

Национальная лаборатория сохраняет оптимизм относительно скорой активации телескопов и выхода на нормальный рабочий режим.

Неизвестные мотивы хакеров

NOIRLab играет важную роль в осуществлении оптических и инфракрасных наземных астрономических наблюдений при поддержке Национального научного фонда (NSF). Несмотря на то, что телескопы обсерватории Gemini не являются крупнейшими по размеру, они выделяются своей универсальностью, инновационными инструментами и стратегическим расположением как в Северном, так и в Южном полушариях. Это дает исследователям возможность изучать широкий спектр астрономических объектов и явлений.

Что касается ответственных за кибератаку или их мотивов, пока это остается загадкой. Но стоит отметить, что Национальный центр контрразведки и безопасности США (NCSC) ранее уже предупреждал общественность о подобных угрозах, включая возможность шпионажа в космическом секторе. Это подчеркивает критическое значение космических активов для национальной безопасности и экономической устойчивости.

Ранее астрономические обсерватории также подвергались кибератакам. В прошлом году объектом такой атаки стала Атакамская большая миллиметровая/субмиллиметровая сеть (ALMA) в Чили. Хакеры также атаковали NASA, что заставило руководство организации акцентировать необходимость повышения мер кибербезопасности.

Ранее мы сообщали о том, как хакеры распространяют опасный вирус через фото с James Webb.

По материалам Gizmodo