Симбиотическая звезда R Водолея «плюется» веществом

Ученые использовали космический телескоп Hubble для создания видео того, как звезда R Водолея в течение многих лет «плюется» потоками вещества. Она представляет собой симбиотическую звездную систему, состоящую из белого карлика и красного гиганта.

R Водолея
R Водолея. Источник: esahubble.org

Симбиотическая звездная система R Водолея

Космический телескоп Hubble позволил ученым подробно изучить звездную систему R Водолея, получить ее удивительный снимок крупным планом и даже создать покадровое видео, на котором видно, как она в течение нескольких лет с высокой скоростью выбрасывает в пространство потоки вещества, формирующие вокруг нее туманность.

R Водолея ведет себя довольно странно. С периодом в 390 дней она увеличивает свою яркость примерно в 750 раз. При этом ее светимость становится в 5000 раз больше, чем у Солнца. В свое время ее загадку пытался разгадать сам Эдвин Хаббл.

Теперь мы знаем, что R Водолея — так называемая симбиотическая система, которых известно уже немало. Это — звездная пара, состоящая из раздутого красного гиганта и белого карлика, причем из первого на второй происходит постоянное перетекание вещества.

От других двойных систем симбиотические отличаются тем, что красный гигант у них сам по себе является переменной звездой пульсирующего типа. В то же время белый карлик находится на сильно эксцентричной орбите, поэтому каждый раз, когда он приближается к большему из светил, он перетягивает на себя некоторое количество вещества, подпитывая аккреционный диск.

Близкий взгляд на симбиотическую систему

Что именно происходит во время вспышки в симбиотической звездной системе, ученые до сих пор не имеют четкого представления. Поэтому их очень интересовала R Водолея. Ведь при расстоянии в 700 св. лет от Солнца она является самым близким к нам объектом такого типа.

Кроме того, вокруг R Водолея находится небольшая туманность, известная как Cederblad 211. Считается, что она образовалась вследствие предыдущих взрывов. И к ней у астрономов есть отдельный интерес, ведь при взрывах в космос выбрасывается большое количество не только водорода и гелия, но и кислорода и углерода, то есть они являются потенциальным источником тех элементов, из которых на Земле состоят живые организмы.

Механизм вспышки R Водолея заключается в том, что при сближении с красным гигантом белый карлик начинает интенсивно накапливать материал из него в своем аккреционном диске. Однако в конце концов он падает на него и происходит вспышка.

Как происходят вспышки

Система выбрасывает в пространство струи вещества, которые наконец начинают закручиваться, образуя спирали. Именно их и запечатлел на своем удивительном снимке космический телескоп Hubble. Масштаб происшествия невероятен даже по космическим меркам. Ведь R Водолея «плюется» веществом на 400 млрд км. А это в 2500 раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

Самое же интересное, что ученые проследили этот процесс во времени. Hubble делал снимки R Водолея с 2014 по 2023 год. На пяти изображениях можно увидеть быструю и драматическую эволюцию двойной звезды и ее туманности.

Система тускнеет и светлеет, что видно по размеру красных дифракционных пиков вокруг нее, из-за сильных пульсации красной звезды-гиганта. Туманность изображена преимущественно зелеными цветами, но более голубые ее части входят и выходят из поля зрения: это потому, что они освещаются, когда над ними проходит луч света, напоминающий маяк, от двойной вращающейся звезды.

По материалам esahubble.org