Станция Lunar Gateway не сможет стыковаться со Starship на орбите Луны

NASA Lunar Gateway сталкивается со значительными проблемами задолго до запуска. Лунный орбитальный форпост может оказаться неспособным принимать большие космические корабли, такие как Starship компании SpaceX, который будет в 18 раз массивнее допустимой нормы.

Lunar Gateway
Художественная концепция Lunar Gateway. Авторство изображения: NASA / Альберто Бертолин

Лунная орбитальная станция Lunar Gateway будет важной частью планов NASA по возвращению на Луну и построению первой колонии. NASA планирует запустить станцию в конце 2027 года для использования ее во время миссии Artemis IV, которая стартует в сентябре 2028 года.

В отчете U.S. Government Accountability Office указано, что космические корабли, такие как лунный Starship компании SpaceX, могут быть слишком большими для стыковки с орбитальным форпостом. Если Starship и другие большие аппараты пристыкуются к шлюзу, это может повлиять на его способность оставаться на правильной орбите и ориентироваться в пространстве. Это нарушит связь с Lunar Gateway и сделает невозможным стыковку других аппаратов.

Масса Starship в 18 раз превышает допустимое значение для управляемости орбитальной станции. Программа оценивает способы уменьшения рисков, включая возможность запуска двигателей космического корабля для распределения контроля во время стыковки со шлюзом.

План экспедиции Artemis IV. Источник: NASA

Даже если будет найдено решение для миссий на Луну, эта проблема представляет больший риск для поддержки будущих миссий на Марс. Lunar Gateway должен был быть перевалочным пунктом для первых человеческих миссий на Красную планету. Но трудности с размещением больших аппаратов могут разрушить эти планы. Кроме того, шлюз рассчитан на 15-летний жизненный цикл, который может завершиться именно тогда, когда миссии на Марс только начинают стартовать.

Отставание от графика

Отчет также отмечает, что Lunar Gateway с базовой сметой 5,3 млрд долларов сталкивается с рисками, связанными с планированием. NASA должна осуществить сложную серию мероприятий в рамках семи программ и с различными подрядчиками. Станция должна быть запущена на орбиту за год до миссии Artemis IV, но пока строительство на три месяца отстает от запланированного графика.

NASA описывает Lunar Gateway как центральный элемент в продвижении и поддержке целей освоения космоса, а также как единую отправную точку для полетов, доступа на Луну и миссий на Марс. Станция, размером в 1/6 от размера МКС, предназначена для поддержки пилотируемых миссий на Луну, проведения научных исследований на лунной орбите и отправки миссий в дальний космос, включая роботизированные зонды для изучения астероидов и комет.

Отчет подчеркивает, что проект NASA по созданию шлюза является слишком сложным и может не выполнить одну из своих главных целей — поддержку будущих миссий на Марс. Это плохой знак для проекта, который является ключевым для амбиций NASA на следующее десятилетие и далее.

Ранее мы сообщали о том, что Объединенные Арабские Эмираты строят шлюзовой модуль Lunar Gateway вместо россии.

По материалам gizmodo.com