«Срезать путь» до Венеры: JUICE готовится к историческому двойному пролету Луны и Земли

Через несколько недель аппарат JUICE осуществит первый в истории двойной гравитационный маневр. Он использует гравитацию Луны и Земли, чтобы «срезать путь» до Венеры. Этот маневр в свою очередь позволит JUICE добраться до Юпитера.

Как добраться до Юпитера

Аппарат JUICE был запущен в апреле 2023 года. Основной целью его миссии являются три ледяных спутника Юпитера (Европа, Каллисто и Ганимед), под поверхностями которых скрываются огромные океаны жидкой воды. JUICE должен изучить эти луны и собрать данные, которые помогли бы ученым оценить их жизнепригодность.

Аппарат JUICE в окрестностях Земли (концепт). Источник: ESA

Для решения поставленных задач, JUIСE должен выйти на постоянную орбиту вокруг Юпитера. Это непростая задача. JUICE был запущен при помощи самой мощной европейской ракеты Ariane 5 — однако ее мощности все равно было недостаточно, чтобы направить аппарат напрямую к Юпитеру. К тому же, при таком сценарии JUICE пришлось бы взять с собой еще огромное количество топлива для замедления настолько, чтобы выйти на орбиту вокруг Юпитера после прибытия, а не просто пронестись мимо него и улететь в открытый космос.

Поэтому специалисты миссии решили воспользоваться гравитацией других планет. В ходе серии из нескольких маневров JUICE использует ее, чтобы тщательно скорректировать свою траекторию и обеспечить прибытие к Юпитеру с нужной скоростью для выхода на постоянную орбиту вокруг него.

Двойной гравитационный маневр

Первый из этих маневров состоится 19–20 августа 2024 года. Он будет двойным. JUICE вначале воспользуется гравитацией Луны, а потом Земли для замедления и изменения траектории своего движения, чтобы направиться к Венере. На первый взгляд это кажется контринтуитивным. Но на самом деле именно это наиболее эффективный способ добраться до Юпитера. Благодаря маневру JUICE достигнет Венеры в августе 2025 года. Далее он начнет наращивать свою скорость. В 2026 и 2029 годах JUICE дважды вернется к Земле. Гравитация нашей планеты придаст ему нужную скорость для выхода на орбиту вокруг Юпитера. Ожидается, что JUICE достигнет своей цели летом 2031 года.

Хронология полета JUICE. Источник: ESA

Успех всей этой схемы зависит от предстоящего двойного пролета Луны и Земли. До этого еще ни один аппарат не выполнял подобный маневр. Малейшая ошибка в расчетах может привести к катастрофическим последствиям для миссии.

Траектория пролета Луны аппаратом JUICE. Источник: ESA

План полета предполагает, что 19 августа JUICE пролетит на расстоянии 700 км от лунной поверхности. После этого аппарат направится к Земле. Он достигнет ее уже на следующий день. Дистанция минимального сближения с нашей планетой составит 6807 км. Космический аппарат пролетит прямо над Юго-Восточной Азией и Тихим океаном и его можно увидеть с использованием бинокля или телескопа.

Траектория пролета Зeмли аппаратом JUICE. Источник: ESA

Предстоящий пролет также позволит специалистам миссии потренироваться. Они активируют научные инструменты JUICE и проведут ряд измерений, а также сфотографируют Луну и Землю. Это даст ученым возможность проверить работу приборов и откалибровать их.

По материалам ESA