Средневековые записи о лунных затмениях раскрыли тайну извержений вулканов

Извержения вулканов вызывают потемнение Луны во время затмений. Ученые изучили средневековые записи, чтобы установить, когда в атмосфере Земли было много пепла и как это повлияло на климат на планете.

Лунные затмения
Лунное затмение. Источник: Miguel Claro

Лунные затмения и вулканы

Группа исследователей под руководством Себастьяна Гийе из университета Женевы изучила средневековые хроники в поисках сведений о лунных затмениях. Они искали сведения о ситуациях, когда цвет Луны становился не просто красным, а очень темным.

Лунное затмение происходит тогда, когда на наш спутник падает тень планеты. Очень темный цвет означает, что в земной атмосфере много пыли. Обычно так происходит после масштабных извержений вулканов. Это хорошо известно по астрономическим наблюдениям 1883, 1963, 1982 и 1991 годов, когда извергались вулканы Кракатау, Агунг, Эль-Чион и Пинатубо.

Большой вулкан способен поднять пепел в атмосферу на высоту от 6 до 30 км. Этот занавес блокирует не только тот свет, что отражается от Луны, но и солнечный днем. В результате температура на Земле может снизиться на несколько месяцев.

Вулканы и климат

Вопрос о том, как вулканы влияют на климат, давно интересует ученых. О кратковременном влиянии крупных извержений известно уже достаточно много, и оно вполне может быть катастрофическим. Например, когда 1815-м произошел взрыв Тамбора, то пепел закрыл небо на несколько месяцев, и в следующем году в Англии даже в июне наблюдались вьюги.

Но ученые идут дальше. В конце средневековья, между 1100 и 1300 годами, в Европе произошло длительное глобальное похолодание, так называемый Малый ледниковый период. Существует версия, что его могли повлечь за собой несколько крупных извержений вулканов, которые случились один за другим.

Однако до сих пор ученые опирались в исследованиях этого факта на достаточно ненадежные показания, такие как изменения в кернах арктического льда или кольцах старых деревьев. Сложность атмосферной циркуляции делает эти показания крайне неточными.

Изучение средневековых записей

Именно поэтому исследователи обратились к средневековым записям о лунных затмениях. Даже если их авторы указывали дату неточно, ее всегда можно вычислить, исходя из современных астрономических наблюдений.

В общей сложности исследователи проанализировали 180 европейских, 10 ближневосточных и 199 восточноазиатских документов. Некоторые из них были написаны на языках, которые сейчас не используются. В них содержались сведения о 51, 7 и 61 затмении соответственно.

Наиболее информативными при этом оказались именно христианские записи. Возможно, это связано с тем, что в этой религии изменение цвета Луны часто связывается с наступлением Апокалипсиса. Как бы там ни было, исследователям удалось установить цвет Луны в 36 случаях затмения.

Лунные затмения и климат в средневековье

Изучая цвет и яркость полных лунных затмений в древних текстах, исследователи смогли оценить силу влияния вулканических извержений на стратосферу и, следовательно, на глобальный климат. Выводы исследовательской группы показали, что они могут оценить год и в некоторых случаях даже месяц извержения вулкана.

Ученые сравнили эти исторические выводы с современными исследованиями промежутка времени между извержениями и их влиянием на атмосферу и климат. Они связали пять темных и два красных лунных затмения с большими извержениями в период высокого средневековья. Темные лунные затмения можно наблюдать в течение трех — двадцати месяцев после извержения.

Затем исследователи сравнили эти оценки с данными о кольцах деревьев в Северном полушарии, где чрезвычайно холодное лето связано с уменьшением образования древесины. Они обнаружили, что пять из этих извержений в 1110, 1172, 1229, 1258 и 1276 годах нашей эры имели сильное влияние на климат, тогда как остальные, казалось, имели меньший эффект.

В целом исследователи отмечают, что новая методика не безупречна. Но благодаря ей они все же смогли гораздо больше узнать о том, как вулканы влияли на изменения климата в прошлом. Возможно, в будущем ученые смогут установить, что же повлекло за собой Малый ледниковый период.