Среди скрытых звезд обнаружили «старых курильщиков» и «шумных младенцев»

Астрономы изучали звезды, которые по разным причинам скрыты от нас газом и пылью. Они обнаружили, что к этой категории относятся совершенно разные светила. Некоторые из них родились вчера по космическим меркам. Другие же чрезвычайно старые.

Диск газа вокруг новорожденной звезды
Диск газа вокруг новорожденной звезды. Источник: phys.org

В поисках «скрытых» звезд

Ученые уже достаточно давно знают, что во Млечном Пути есть звезды, которые практически не заметны в видимой части спектра, несмотря на то, что в целом они достаточно большие и яркие. Недавно астрономы нашли их совершенно новую разновидность, которую прозвали «старыми курильщиками».

Международная группа ученых во главе с профессором Филиппом Лукасом из Хартфордширского университета сделала свое революционное открытие после мониторинга почти миллиарда звезд в инфракрасном свете во время 10-летнего исследования ночного неба. Началось все с того, что они обнаружили десятки редких новорожденных светил, известных как протозвезды. Они находятся на начальной стадии своего существования и все еще собирают газ из своего окружения.

Именно поэтому большинство из них и скрыты от глаз в видимом свете большим количеством пыли и газа во Млечном Пути, но инфракрасный свет может проникать сквозь эти облака, позволяя ученым увидеть их впервые.

Цель нового исследования

Астрономы из Великобритании, Чили, Южной Кореи, Бразилии, Германии и Италии провели свои исследования с помощью телескопа VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope). Их целью был особый тип протозвезд, на которых происходят мощные вспышки. В этот момент они напоминают шумных младенцев, на которых трудно не обратить внимания.

Эти вспышки происходят в диске материи, который медленно вращается и формирует новую солнечную систему. Они помогают новорожденной звезде в центре расти, но затрудняют формирование планет. Команда обнаружила 32 вспышки протозвезд, которые увеличили свою яркость по меньшей мере в 40 раз, а в некоторых случаях — более чем в 300.

Большинство вспышек все еще продолжаются, что позволило астрономам впервые проанализировать большую партию этих загадочных событий в течение их эволюции — от начального спокойного состояния, через пик яркости и до стадии спада.

Неожиданные результаты исследования

Однако главная новость еще была впереди. Вблизи центра Млечного Пути ученые обнаружили 21 звезду, которая излучала преимущественно в красной части спектра. Самое интересное, что в течение 10-летнего наблюдения они демонстрировали периодические вспышки активности. Это было очень похоже на «шумных младенцев», однако ими эти светила не являются.

Анализ спектров семи из этих звезд по сравнению с данными предыдущих исследований позволил сделать вывод, что они на самом деле являются новым типом красных гигантских звезд. Профессор Данте Миннити из Университета Андреса Белло (Чили), основатель исследования, сказал: «Эти старые звезды сидят тихо годами или десятилетиями, а затем выпускают облака пыли совершенно неожиданным образом. Несколько лет они выглядят очень тусклыми и красными, вплоть до того, что иногда мы их вообще не видим».

Еще одна подсказка относительно этого нового открытия заключается в расположении этих ниспадающих гигантских светил. Они сконцентрированы в самой глубокой части Млечного Пути, известной как ядерный диск — регионе, где звезды, как правило, богаче тяжелыми элементами, чем где-либо еще.

Это должно облегчить конденсирование частиц пыли из газа в относительно холодных внешних слоях красных гигантских светил. Однако остается загадкой, как это приводит к выбросу клубочков густого дыма, которые наблюдала команда. Вещество, выбрасываемое из старых гигантов, играет ключевую роль в жизненном цикле элементов, помогая формировать следующее поколение звезд и планет.

Считалось, что это происходит в основном в хорошо изученном типе звезд, которые называются переменными типа Миры Кита. Однако открытие нового типа звезд, которые выбрасывают материю, может иметь большое значение для распространения тяжелых элементов в ядерном диске и богатых металлами регионах других галактик.