Spitzer показал центр Млечного Пути

Наша Солнечная система расположена на окраине небольшого галактического рукава Ориона. Согласно последним оценкам, расстояние от Солнца до центра Млечного Пути составляет около 27 тыс. световых лет. Поскольку общий диаметр диска нашей Галактики равен примерно 100 тыс. световых лет, можно сказать, что мы расположены ближе к его краю, нежели к центру.

К сожалению, человеческий глаз не в состоянии увидеть центральные области нашей звездной системы — они скрыты от нас скоплениями газа и пыли, которые ослабляют видимый свет, делая невозможными наблюдения в оптическом диапазоне. Поэтому для изучения ядра Млечного Пути астрономам приходится использовать иные части электромагнитного спектра — радиоволны, а также инфракрасный, рентгеновский и гамма-диапазон.

Изображение центра Млечного Пути, полученное инфракрасным телескопом Spitzer. Источник: NASA, JPL-Caltech, Susan Stolovy (SSC/Caltech) et al.

Это изображение, полученное телескопом Spitzer, позволяет представить себе, каким мы могли бы увидеть галактическое ядро, если бы наши глаза обладали возможностью воспринимать инфракрасное излучение. Центр Млечного Пути характеризуется высокой концентрацией звезд. Средние расстояния между светилами там в десятки и сотни раз меньше, чем в окрестностях Солнца.

Яркая область на снимке соответствует объекту, известному под обозначением Стрелец А*. Это компактный радиоисточник, излучающий также в инфракрасном, рентгеновском и других спектральных диапазонах. Согласно современным представлениям, он связан со сверхмассивной черной дырой, масса которой превышает солнечную в 4,3 млн раз. По мнению астрономов, подобные объекты находятся в центрах большинства крупных галактик.

Следующая миссия к Плутону состоится не ранее 2050 года