Создана карта сверхмассивных черных дыр

Международная команда астрономов опубликовала необычную карту участка небесной сферы, расположенного в ее северном полушарии. При быстром взгляде может показаться, что на нее просто нанесены звезды. Но на самом деле она демонстрирует расположение сверхмассивных черных дыр.

Карта сверхмассивных черных дыр. Источник; LOFAR/LOL Survey

Сверхмассивные черные дыры находятся в центрах большинства известных нам галактик. Наш Млечный Путь не является исключением. Конечно, мы не можем увидеть черную дыру напрямую. Но ее наличие можно установить по ряду других признаков — например, когда черная дыра активно поглощает вещество, часть падающей материи отбрасывается от нее с большой скоростью, формируя джеты, которые являются источником радиоизлучения.

Чтобы составить карту черных дыр, астрономы воспользовались данными, собранными антенным комплексом LOFAR (LOw Frequency ARray). На данный момент это единственный радиотелескоп на Земле, способный проводить высокочувствительные наблюдения с большим разрешением на сверхнизких частотах (менее 100 мегагерц). 52 антенны LOFAR в течение 256 часов наблюдали участок неба в северном полушарии. В общей сложности им удалось зарегистрировать 25247 источников радиоизлучения, соответствующих как сравнительно близким к нам галактикам, так и намного более удаленным объектам.

Антенны комплекса LOFAR. Источник: LOFAR / ASTRON

Стоит отметить, что площадь картографированного участка составляет 740 квадратных градусов. Это лишь 4% от площади северной небесной полусферы. Астрономы намереваются продолжить обзор и через несколько лет составить полную карту всего северного полушария неба. Это позволит не только проверить существующие модели галактик, активных ядер и галактических скоплений, но и детальнее исследовать крупномасштабную структуру Вселенной.