Состоят ли дюны Титана из кометной пыли

Спутник Сатурна Титан покрыт полями огромных дюн состоящих вовсе не из песка, а из твердых углеводородов. В новом исследовании ученые предположили, что их источником может быть кометная пыль.

Дюны Титана
Дюны Титана. Источник: www.csmonitor.com

Дюны на Титане

Исследователи из Университета Колорадо выдвинули новую версию того, что может являться источником материала, из которого образовались дюны на Титане — самого большого спутника Сатурна и второго по размеру в Солнечной системе. По многим параметрам этот объект удивительно похож на Землю.

Когда аппарат Cassini только приблизился к Титану, ученые знали о нем лишь то, что он покрыт плотным одеялом метановых облаков. Поэтому посадочный модуль Huygens пришлось запускать «вслепую». Но когда он начал контролируемый спуск, все были поражены тем, насколько этот мир напоминает нашу планету.

На Титане есть плотная атмосфера, там дуют ветра, переносящие облака. Из них периодически капает дождь, а жидкость на поверхности образует озера и моря. При этом треть поверхности покрыта полями дюн, которые достигают высоты 100 м.

Из чего состоят дюны Титана

Однако дюны Титана имеют одну особенность, сильно отличающую их от похожих образований не только на Земле, но и, например, на Марсе. Они состоят не из мелкозернистого кремнезема, который мы привыкли называть просто песком, а из чего-то, что в наших условиях должно быть жидким и газообразным.

Ученые понимают, что Титан только на первый взгляд, похож на Землю. На самом деле это значительно более холодный мир. И относительно того, что за «снег» составляет его дюны уже существует несколько предположений.

Первое из них заключается в том, что это действительно водяной снег и мелкие обломки льда. Когда на Титане льет метановый дождь, он разрушает ледяную поверхность спутника, а дальше начинает действовать ветер.

При чем здесь кометы

И вот исследователи выдвинули новую версию происхождения дюн на Титане, заключающуюся в том, что источником всего этого странного «песка» являются кометы. Они состоят из смеси силикатной пыли, а также замерзшей воды и газов, которые остались после образования Солнечной системы. Эти вещества они разбрасывают по разным телам, и Титан не является исключением.

Ученые считают, что на ранних этапах эволюции Солнечной системы орбиты ее планет часто менялись. Титан в те времена уже был спутником Сатурна, а тот в определенный период своей истории испытывал настоящую «кометную атаку». Ее источником стал Нептун, который тогда расчищал пространство вокруг себя от всякого «мусора».

Кометы врезались в поверхность Титана и заносили на него сыпучий материал. Именно он и стал основой для формирования гигантских дюн. Ученые надеются, что будущие исследования позволят проверить это предположение.

Вторая возможность заключается в том, что дюны состоят из твердых органических веществ. Подобные породы присутствуют на многих ледяных телах Солнечной системы, а на Титане их просто может разрушать ветер и жидкий метан.