Солнечный зонд Parker помог раскрыть тайну знаменитого метеорного потока Геминиды

Данные, собранные зондом PSP (Parker Solar Probe) помогли ученым определить происхождение знаменитого метеорного потока Геминиды. Его можно наблюдать на Земле каждый декабрь.

Загадка Геминид

Источником большинства метеорных потоков являются кометы. Когда они пролетают близко к Солнцу, лед с их поверхности испаряется, что приводит к образованию хвоста, состоящего из газа и мелких частиц. Во время следующего визита кометы процесс повторяется. Это приводит к тому, что ее орбита постепенно заполоняется выброшенным материалом. Когда Земля проходит через этот шлейф, мы можем наблюдать метеорный поток.

Метеорный поток Геминид
Метеорный поток Геминид. Изображение: Unsplash

Однако Геминиды являются исключением. Орбитальные параметры этого потока практически совпадают с орбитой, открытого в 1983 году шестикилометрового, астероида Фаэтон. Это весьма примечательное небесное тело. Фаэтон движется по очень вытянутой орбите, пересекающей орбиты всех планет земной группы. Его перигелий проходит на расстоянии всего 21 млн км от солнечной поверхности.

Астрономы давно подозревали, что у Фаэтона имеется хвост, который и является источником Геминид. В 2009 году его существование удалось подтвердить. Спустя 9 лет зонд PSP сумел получить более детальные снимки хвоста. Они весьма удивили ученых. Оказалось, что хвост содержит значительно больше материала, чем считалось ранее.

Происхождение Геминид

Все это вновь подняло вопрос о происхождении Геминид. Изначально многие ученые считали, что на самом деле Фаэтон является выродившейся кометой, растерявшей почти все запасы льда и летучих веществ. Но данные PSP указали на то, что ответственный за появление Геминид хвост может иметь другое происхождение.

Астероид Фаэтон в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/IPAC

Поэтому, ученые вновь обратились к PSP. У зонда нет специального инструмента, который позволил бы получить точные данные о массе, составе, скорости и направлении движения частиц пыли Геминид. Тем не менее во время движения зонд периодически сталкивается с пылевыми зернами. Эти высокоскоростные удары создают облака плазмы, которые затем можно зарегистрировать при помощи инструмента FIELDS (он предназначен для изучения электрических и магнитных полей Солнца).

Исследователи использовали данные PSP для моделирования трех возможных вариантов формирования Геминид, а затем сравнили их с существующими моделями, созданными на основе земных наблюдений. Они обнаружили, что имеющейся картине лучше всего соответствуют «насильственные» сценарии. Это означает, что Геминиды образовались в ходе какого-то внезапного и мощного события. Ими могло стать высокоскоростное столкновение Фаэтона с другим телом или же выброса его вещества в результате распада астероида или взрыва газа.

По материалам https://blogs.nasa.gov