Solar Orbiter: Венера теряет углекислый газ

Зонд Solar Orbiter, недавно встретившийся с солнечным штормом у Венеры, измерил магнитное поле планеты. Результат свидетельствует о том, что ее атмосфера регулярно теряет углекислый газ.

Solar Orbiter нашел утечку углекислого газа из Венеры
Solar Orbiter у Венеры. Источник: ESA

Исследование Solar Orbiter

В начале сентября зонд Solar Orbiter, изучающий Солнце, совершал пролет вблизи Венеры, когда встретился с солнечной бурей, которую породил сильный корональный выброс массы. Планета регулярно встречается с такими событиями, но до сих пор ни один из аппаратов, работавших на ее орбите, не изучал, как происходит взаимодействие заряженных частиц с ее магнитными полями.

Глобального магнитного поля, похожего на земное, у Венеры нет, поскольку ее ядро ​​мертвое. Но у нее есть индуцированное магнитное поле, возникающее из-за взаимодействия атмосферы планеты с солнечным ветром. В свои прошлые пролеты Solar Orbiter измерил его и установил, что оно простирается в космос на расстояние не менее 300 тыс. км.

Теперь стало ясно, что это поле способно ускорять частицы из атмосферы Венеры до скоростей в 2200 км/с и уносить их в дальний космос. В течение миллионов лет этот процесс может привести к значительным потерям материала из атмосферы.

Потеря углекислого газа

Атмосфера Венеры на 96 процентов состоит из углекислого газа. Под действием частиц солнечного ветра и вспышек это вещество распадается на ионы углерода и кислорода. И они, как и любые заряженные частицы, ускоряются магнитным полем.

Зная, какой сейчас существует отток этих ионов, можно оценить потери атмосферы Венеры на протяжении всего времени ее существования и узнать, не была ли ее атмосфера когда-то не настолько горячей, как сейчас. Однако углекислого газа в атмосфере Венеры слишком много для того, чтобы условия могли существенно отличаться в прошлом или в будущем.