Сочельник на Луне: как Рождество празднуют астронавты?

Впервые Рождество в космосе праздновали 55 лет назад. Каким было историческое послание астронавтов Apollo 8 и почему NASA решило изменить фотографию «Восход Земли», которую сделали астронавты?

Первыми землянами, которые отметили Сочельник за пределами нашей планеты стали астронавты прогорами Apollo 8. В канун Рождества, 24 декабря 1968 года, космический корабль вышел на орбиту Луны. Это был первый случай в истории, когда люди покинули околоземное пространство и гравитационное поле Земли.
На борту Apollo 8 было трое астронавтов — Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс. Задачей этой миссии было отработать схему полета к Луне и выбрать возможное место посадки для следующего экипажа.

Историческое послание «Аполлона-8»

Миссия стартовала 21 декабря, а через три дня, в Сочельник, экипаж Apollo 8 достиг нашего спутника и совершил десять оборотов вокруг него. Впервые люди были в ста километрах от Луны и воочию увидели ее обратную сторону.
На Земле все с нетерпением ждали ответ на один вопрос: Как выглядит Луна с той стороны? Когда астронавты вышли на связь Ловелл с энтузиазмом доложил: «Ну, Хьюстон, она серая. Бесцветная. Напоминает гипс»
Для поздравления землян с Адвентом с орбиты Луны была организована прямая трансляция. Когда в кадре появились размытые силуэты людей, на Земле услышали стихи из книги Бытия.
По воспоминаниям Фрэнка Бормана, NASA не давало инструкций по содержанию поздравления. «Нам сказали, что на Сочельник у нас будет самая большая аудитория, которая когда-либо смотрела или слушала трансляцию», — вспоминал астронавт. «И единственной инструкцией, которую мы получили от NASA, было сделать что-то должное».
Аудитория была действительно огромная — около четверти населения мира.

Дети смотрят транстяцию Apollo 8, 24 декабря 1968 год. Credit: National Geographic

Важнейшая фотография ХХ века

На третьем витке вокруг Луны астронавты залюбовались пейзажем: голубой шар, который был домом для всего человечества, плыл над неровным лунным ландшафтом. Конечно, астронавты уже видели Землю и созерцали Луну, и вот теперь увидели их вместе. Уильям Андерс сделал кадр, вошедший в историю под названием «Восход Земли над лунным горизонтом».
Этот снимок назвали важнейшей фотографией ХХ века. Однако в историю вошла несколько видоизмененная версия снимка.
Когда фотографию презентовали медиа, Луна на ней стеной возвышалась с правой стороны, а Земля висела в темноте слева. Именно такой ракурс через девять лет использовал Джордж Лукас в «Звездных войнах», изображая появление Звезды Смерти возле планеты Явин.
Однако позже снимок развернули на 90° и именно таким он вошел в историю. Луна стала плоскостью с горизонтом, а темнота космоса — небом, в котором восходит Земля. По мнению специалистов NASA, такой ракурс делает изображение более личным: вызывает ассоциации со знакомым нам восходом Солнца или Луны и помогает наблюдателю найти свое место на снимке.

Фотография, сделанная с борта Apollo 8 «Восход Земли». Credit: NASA

Возвращение домой

Экипаж возвращался из лунного путешествия домой во время рождественских каникул и NASA должно было согласовать даты полета с Военно-морскими силами США. Именно флот был ответственен за доставку астронавтов после их приводнения. Руководитель пилотируемой программы NASA поехал лично на встречу с адмиралом Маккейном, чтобы убедить последнего отозвать из отпуска несколько сотен военнослужащих.
Адмирал сразу согласился, так как считал, что достижения американцев в космосе смогут поднять боевой дух нации, в том числе военных, участвовавших во Вьетнамской войне. Сын командующего — будущий сенатор и большой друг Украины Джон Маккейн — в то время находился в плену во Вьетнаме.
И еще один интересный факт. В то время, когда экипаж летал вокруг Луны, на Земле женились дочь новоизбранного президента США Никсона и внук президента Эйзенхауэра. И на их свадьбе первый тост был за «Аполлон-8»! К слову, 37-й и 34-й президенты США были сватами.

Теперь уже традиция

С тех пор традиция отмечать Рождество в космосе сохраняется. На орбите астронавты поют песни, обмениваются подарками, украшают МКС праздничными носками для подарков и смотрят рождественские фильмы, чтобы поднять настроение на высоте в несколько сотен километров над Землей.