Школьницы нашли способ легко распознать жизнь на Марсе

Ученицы средней школы при монастыре Святого Бернарда помогли ученым обнаружить новый способ определения биомаркеров в марсианских образцах. В результате проведенного эксперимента оказалось, что сделать это с помощью инфракрасного спектрографа легче, чем считалось до сих пор.

Для експерименту з пошуку життя на Марсі на межу космосу запустили повітряну кулю
Для эксперимента по поиску жизни на Марсе к границе космоса запустили воздушный шар. Источник: Thales Alenia Space

Жизнь на Марсе

Найти жизнь на Марсе может быть значительно проще, чем считалось до сих пор. По крайней мере, об этом говорит новое исследование. Интересно, что среди коллектива его авторов оказались обычные ученицы школы для девочек при монастыре Святого Бернарда в Вестклифф-он-си в Великобритании.

Конечно, работали они под руководством ученых из Университетского колледжа Лондона и местного музея естественной истории. Однако они отмечают важность того, что даже ученики школ могут участвовать в подобных исследованиях.

Считается, что если на Марсе когда-то была жизнь, то ее следы в виде определенных органических веществ, так называемых биомаркеров, должны оставаться в горных породах. Однако обнаружить их очень непросто. Ведь низкие температуры и давление, а также высокая радиация могут легко их разрушить.

Хорошим местом для поиска следов жизни на Марсе считают местные залежи гипса. Этот минерал образуется без участия живых организмов. Все, что для этого нужно — жидкая вода. Он очень хорошо консервирует органические вещества, однако изучение этих минералов в земных условиях показало одну неприятную особенность. Их состав дает пики на спектрограмме, которые скрывают следы биомаркеров.

Эксперименты с воздушным шаром

Отправной точкой для нового исследования стала идея о том, что в марсианских условиях спектрограмма гипса может выглядеть совсем не так, как на Земле, и определить в них следы жизни значительно проще. Проверять его решили на бактериальных матах. Это — крошечные пленки из одноклеточных организмов, существующих практически во всех водоемах Земли.

Бактериальные маты были одними из самых первых биомов на нашей планете, и если миллиарды лет назад на Марсе была жизнь, то она могла быть похожей на них. Кроме того, эти крошечные кусочки органики очень хорошо выдерживают высушивание и другие неблагоприятные условия. Поэтому найти по крайней мере их остатки не проблема даже через сотни миллионов лет.

Далее исследователи изготовили образцы с различным содержанием бактериальных матов и гипса. Чтобы смоделировать марсианские условия, их решили поднять на большую высоту с помощью воздушного шара. В этом исследователям помогла компания Thales Alenia Space, которая с 2014 года запускает метеозонды.

После того, как изготовленные образцы побывали на границе космоса, их исследовали с помощью инфракрасного спектрографа. То же самое сделали с контрольными материалами, которые хранились на Земле. Результат полностью подтвердил первоначальное предположение.

В оставшихся на Земле образцах органика действительно была скрыта пиками гипсовых минералов. А тот гипс, что летал на воздушном шаре, сильно высох, и они оказались значительно меньше. Как следствие, следы бактериальных матов в нем было значительно легче определить. Инфракрасные спектрографы действительно можно относительно легко разместить на марсоходах, что дает надежду на то, что загадка марсианской жизни вскоре будет разгадана.