Шевченковские дни в космосе. Какие космические объекты названы в честь Тараса Шевченко

9 марта в Украине отмечается день рождения выдающегося поэта, писателя и художника Тараса Шевченко. В своем творчестве он время от времени упоминал звезды и другие небесные тела. А сейчас в его честь названо несколько астрономических объектов, и мы хотим вам о них рассказать.

Тарас Шевченко

Поэтический кратер Шевченко

В этом году Украина отмечает 210-ю годовщину со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко. Он родился 9 марта 1814 года в селе Моринцы и при жизни прославился не только как поэт, но и как писатель и художник. После смерти его личность стала действительно легендарной. В его честь назвали школы и университеты, улицы и парки, села и города.

На первый взгляд, Тарас Григорьевич мало связан с космосом, хотя в своем творчестве он, конечно, поэтизировал звезды и Солнце. Однако объекты, названные в честь Шевченко, в космосе все же есть, и они стоят того, чтобы о них рассказать.

Крупнейшим объектом Солнечной системы, названным в честь украинского поэта, является кратер Шевченко. Он расположен на Меркурии, где вообще почти все детали рельефа названы в честь деятелей искусства. Поэтому Тарас Григорьевич находится там в хорошей компании.

Кратер Шевченко
Кратер Шевченко. Источник: Википедия

Геологическая структура образовалась сотни миллионов лет назад в результате столкновения с Меркурием огромного астероида. Однако открыл его аппарат Mariner 10 в 1974 году, а уже в 1976-м Международный астрономический союз утвердил название.

Кратер Шевченко имеет диаметр 143 км. Это означает, что если бы он располагался в Украине, то занимал бы территорию от Киева до Черкасс. За миллионы лет на него наложились новые следы столкновений. На западе его вал перекрывают два кратера: 65-километровый и наложенный на него 40-километровый.

Расположение кратера Шевченко
Расположение кратера Шевченко. Источник: Википедия

На юго-востоке вал кратера Шевченко пересекает еще один след от недавнего столкновения, диаметр которого составляет 25 км. Да и дно гигантской древней впадины также обильно усеяно небольшими углублениями.

Астероиды Шевченко

Кроме кратера, с именем Тараса Шевченко связаны по крайней мере два астероида. Один из них назван в честь сборника стихов поэта, который стал его поэтическим прозвищем. Космический камень, получивший номер 2427, открыл 20 декабря 1976 года сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Николай Черных.

Астероид Кобзарь принадлежит к Главному поясу и вращается по немного вытянутой орбите. Его перигелий лежит в 2,28 а. е. от Солнца, афелий — в 3,19. а. е. от него. Размер этого небесного тела составляет 8 км.

Второй астероид, название которого связано с украинским поэтом, — Кнушевия (4868 Knushevia). Свое название он получил от Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Интересно, что это небесное тело было обнаружено не в украинской обсерватории. 27 октября 1989 года его заметила американская ученая Элеанор Хелин.

Орбита астероида Кобзарь
Орбита астероида Кобзарь. Источник: Википедия

По традиции, право назвать новое небесное тело, которое имело размер около 22 км, принадлежало именно ей. Однако Хелин прислушалась к предложению своего коллеги Клима Чурюмова и вместе они предложили назвать объект в честь украинского высшего учебного заведения.

При этом астероид 5707 Шевченко тоже существует. Однако к украинскому поэту он не имеет никакого отношения. Его также в 1976 году открыл Николай Черных, но назвал в честь своего коллеги Владислава Шевченко.

Кроме того, есть еще астероиды Володшевченко и Васильшев. Они названы в честь украинских астрономов, однофамильцев великого поэта.