Шаг на пути к Луне: ESA передало NASA служебный модуль миссии Artemis III

Европейское космическое агентство (ESA) объявило о завершении сборки служебного модуля корабля Orion, который будет задействован в миссии Artemis III. В ближайшее время он будет переправлен в США и передан в распоряжение NASA.

Устройство служебного модуля Orion

Служебный модуль Orion создан компанией Airbus Defence & Space на базе европейского грузового корабля ATV, использовавшегося для снабжения МКС в период с 2008 по 2015 год. Он несет весь необходимый запас воздуха и воды для экипажа, а также аккумуляторные батареи и четыре солнечных панели, предназначенных для генерирования электроэнергии. Его длина составляет 4 м, диаметр — 4,1 м (19 м — с учетом раскрываемых солнечных батарей), масса в заправленном состоянии — около 15,4 тонны, из которых 8,6 тонны приходится на топливо. Общая длина электропроводки модуля составляет 11 км.

Служебный модуль миссии Artemis III. Источник: ESA

Основой для силовой установки космического аппарата является двигатель AJ10-190, ранее использовавшийся в системе орбитального маневрирования американских шаттлов. Он может обеспечить Δv до 1800 м/c. Также на модуле установлены 8 вспомогательных двигателей Aerojet R-4D-11 и 24 малых двигателя системы ориентации.

Миссия Artemis III

Собранный служебный модуль Orion переправят в Космический центр им. Кеннеди с помощью корабля Canopee. Там он будет соединен с адаптером капсулы экипажа, а затем и с самой капсулой. После этого инженеры NASA приступят к проверкам корабля, чтобы удостовериться, что он выдержит межпланетный перелет.

Orion на орбите вокруг Луны в представлении художника. Источник: Stephen C. Hartman

Миссия  Artemis III, в которой будет задействован переданный ESA служебный модуль, должна стать возвращением людей на Луну. План полета выглядит следующим образом. Orion с четырьмя астронавтами будет запущен ракетой SLS к Луне. На селеноцентрической орбите он состыкуется с кораблем Starship HLS. Два астронавта перейдут на его борт, после чего совершат посадку на южный полюс Луны, где пробудут примерно неделю. После этого астронавты совершат взлет, перейдут обратно на борт Orion и затем вернутся на Землю.

На данный момент запуск миссии Artemis III формально назначен на сентябрь 2026 года. Но, по мнению большинства экспертов, NASA вряд ли удастся выдержать этот график, и дата полета еще поменяется.

По материалам ESA