Самый «лиричный» метеорный поток

В период с середины января до начала апреля наша планета движется в области пространства с пониженной концентрацией межпланетной пыли. Это проявляется, среди прочего, в отсутствии значимых метеорных потоков и общем уменьшении числа «падающих звезд». Но уже в середине весны в небе Северного полушария начинают все чаще появляться яркие метеоры, относящиеся к рою Лирид.

Радиант этого потока находится в созвездии Лиры, примерно в 10° от Веги — второй по яркости звезды северного полушария небесной сферы. Максимум Лирид обычно приходится на 21 апреля, однако он заметно растянут во времени. Иногда на протяжении полусуток и даже более наблюдатели регистрируют порядка 20—25 метеоров в час.

Первое упоминание о Лиридах найдено в китайских хрониках, датированных еще 687-м годом до нашей эры. Таким образом, это самый древний из всех известных метеорных потоков. Время от времени он радует астрономов «звездными дождями». К сожалению, они нерегулярны и не поддаются предсказанию, в отличие от знаменитых метеорных дождей Леонид. В частности, сто лет назад — 21 апреля 1922 года — европейские наблюдатели отметили всплеск активности Лирид до более чем двух тысяч в час.

Как удалось установить в конце XIX века, родительским телом этого потока является яркая комета Тэтчера, сблизившаяся с Землей в мае 1861 года. Тогда наша планета даже ненадолго погрузилась в кометный хвост. Пылинки, выброшенные из ядра этой кометы, продолжают двигаться по почти параллельным траекториям, близкими к ее орбите. Когда они входят в земную атмосферу, благодаря эффекту перспективы мы видим их «разлетающимися» из одной воображаемой точки — радианта.

Вид северо-восточной части неба около полуночи в конце апреля. Положение радианта Лирид отмечено кружком

Поскольку орбита кометы Тэтчера наклонена к эклиптике почти на 80°, радиант Лирид расположен далеко за пределами зодиакальных созвездий. Благодаря его большому склонению этот поток является одним из наиболее удобных для наблюдений в наших широтах. К сожалению, в этом году погодные условия и боевые действия на территории Украины не особо благоприятствуют астрономам, но все же при наличии «окон» в облачности попытайтесь отыскать на небе созвездие Лиры. Возможно, вам удастся увидеть огненные следы метеорных частиц, выброшенных «хвостатой звездой», возвращение которой произойдет не ранее 2280 года.