Метеорный поток Лириды. Как и когда наблюдать первый весенний звездопад

В период с середины января до начала апреля наша планета движется в области пространства с пониженной концентрацией межпланетной пыли. Это проявляется, среди прочего, в отсутствии значимых метеорных потоков и общем уменьшении числа «падающих звезд». Но уже в середине весны в небе Северного полушария начинают все чаще появляться яркие метеоры, относящиеся к рою Лирид. В текущем году его максимум ожидается в ночь с 21 на 22 апреля.

Радиант этого потока находится в созвездии Лиры, примерно в 10° от Веги — второй по яркости звезды северного полушария небесной сферы. Максимум Лирид заметно растянут во времени. Иногда на протяжении полусуток и даже более наблюдатели регистрируют порядка 20—25 метеоров в час.

Первое упоминание о Лиридах найдено в китайских хрониках, датированных еще 687-м годом до нашей эры. Таким образом, это самый древний из всех известных метеорных потоков. Время от времени он радует астрономов «звездными дождями». К сожалению, они нерегулярны и не поддаются предсказанию, в отличие от знаменитых метеорных дождей Леонид. В частности, чуть больше сотни лет назад — 21 апреля 1922 года — европейские наблюдатели отметили всплеск активности Лирид до более чем двух тысяч в час.

Как удалось установить в конце XIX века, родительским телом этого потока является яркая комета Тэтчера, сблизившаяся с Землей в мае 1861 года. Тогда наша планета даже ненадолго погрузилась в кометный хвост. Пылинки, выброшенные из ядра этой кометы, продолжают двигаться по почти параллельным траекториям, близкими к ее орбите. Когда они входят в земную атмосферу, благодаря эффекту перспективы мы видим их «разлетающимися» из одной воображаемой точки — радианта.

Вид северо-восточной части неба около полуночи в конце апреля. Положение радианта Лирид отмечено кружком

Поскольку орбита кометы Тэтчера наклонена к эклиптике почти на 80°, радиант Лирид расположен далеко за пределами зодиакальных созвездий. Благодаря его большому склонению этот поток является одним из наиболее удобных для наблюдений в наших широтах. К сожалению, в этом году погодные условия, почти полная Луна и боевые действия на территории Украины не особо благоприятствуют астрономам, но все же при наличии «окон» в облачности попытайтесь отыскать на небе созвездие Лиры — около 10 часов вечера оно поднимается над северо-восточной частью горизонта. Возможно, вам удастся увидеть огненные следы метеорных частиц, выброшенных «хвостатой звездой», возвращение которой произойдет не ранее 2280 года.

Напомним, что мощнейшим метеорным потоком земного неба являются Геминиды, максимум которых приходится на 13-14 декабря.