Раз в три столетия. Как увидеть редкое соединение Марса с Юпитером

14 и 15 августа мы сможем наблюдать весьма редкое событие: соединение Марса с Юпитером. Две яркие разноцветные планеты так близко в небе — настоящее эстетическое удовольствие!

Под соединением в астрономии понимают такое положение планет на небесной сфере, при котором они имеют одинаковое прямое восхождение или одинаковую эклиптическую долготу. Нам, наблюдателям с Земли, кажется, что планеты расположены очень близко друг к другу, хотя на самом деле Марс и Юпитер разделяет более 575 млн км.

Марс делает один оборот вокруг Солнца за 687 дней, Юпитер же тратит на это 4333 дня. Поэтому Марс движется по небосклону значительно быстрее, чем Юпитер, догоняя его примерно каждые 2 года и 3 месяца. Но поскольку плоскости орбит планет несколько наклонены друг относительно друга, планеты почти никогда не «сливаются» в одну. Заглядывая далеко в прошлое, астрономы вычислили, что в 1761 году Марс с Юпитером подошли настолько близко, что для невооруженного глаза казались одним небесным объектом. А следующее почти столь близкое соединение состоится аж в 2348 году.

14 августа в 17:56 Юпитер и Марс окажутся ближе всего друг к другу с 2018 года, и угловое расстояние между ними будет составлять всего 18′, что меньше видимого диаметра Луны. Но в тот момент для наблюдателей в Украине они будут находиться примерно в 10° под горизонтом. Из-за горизонта яркая пара появится ближе к 01:00 часов ночи. Поэтому для нас оптимальные дни наблюдений — 14 и 15 августа, когда расстояние между планетами будет лишь немного больше, и их все еще можно будет увидеть в одном поле зрения небольшого телескопа.

Расположившись между рогами Тельца, Юпитер и Марс будут сиять бриллиантами, органично дополняя это насыщенное созвездие. Золотистый Юпитер с блеском -2.2m будет господствовать на небе как самый яркий объект. А красноватый Марс, яркость которого составит 0.8m, будет несколько напоминать Альдебаран — самую яркую звезду Тельца, расположенную неподалеку в рассеянном скоплении Гиады. Кроме существенной разницы в блеске и цвете, планеты очень отличаются видимыми размерами, которые можно наблюдать в телескоп: гигант Юпитер — 36″, а Марс — всего 6″.

Вид созвездия Тельца 14 августа в 03:00

В следующий раз столь тесное приближение Юпитера и Марса мы сможем наблюдать только 1 декабря 2033 года, когда планеты подойдут еще ближе друг к другу, и видимое расстояние между ними составит всего 11′ (примерно треть диска Луны). Поэтому не упустите редкую возможность! Рассматривая Марс и Юпитер, обратите внимание также на два рассеянных звездных скопления в созвездии Тельца: Гиады («морда» быка) и Плеяды — более компактное скопление, похожее на маленький ковшик.

Открытие взаимодействий нейтрино приблизило ученых к разгадке тайны темной материи